четверг, 12 февраля 2015 г.

«Крымскотатарский конек» турецко-российских отношений

Смирившись с российским статусом Крыма, Турция не оставляет без внимания крымских татар.

Почти год прошел с тех пор, как Крым вошел в состав Российской Федерации, но Турция продолжает держать в поле зрения крымскотатарскую тему, включая ее в повестку своих взаимоотношений как с Россией, так и с международными организациями. Подтверждая устоявшийся тезис «Турция – защитница крымских татар», Анкара стремится снизить внутреннее и внешнее давление на себя.
  
Начало года ознаменовалось очередным всплеском турецкого внимания к вопросу положения крымских татар на территории нового федерального округа России.
  
Отправной точкой стало интервью министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, в котором он фактически обвинил Россию в невыполнении обещаний по решению проблем крымскотатарского народа. Руководитель внешнеполитического ведомства рассказал, что в ходе визита Владимира Путина в Турцию 1 декабря прошлого года преследования и исчезновения крымских татар обсуждались на встрече с турецким президентом Реджепом Эрдоганом.
  
Но, как следует из слов министра, президент России лишь подтвердил обещания, ранее уже данные крымским татарам: сделать их язык государственным в Крыму, предоставить права, которых не было в Украине, и выделить места в республиканском правительстве. «Однако хотелось бы увидеть это на практике. Мы с сожалением наблюдаем, что до сегодняшнего дня ни одно из этих обещаний не было выполнено. Россия наш друг, однако, если у нее есть ошибки, мы должны сказать об этом», – отметил Мевлют Чавушоглу.
  
Вдобавок к этому он сообщил, что в ближайшее время Анкара направит в Крым специальную делегацию для изучения ситуации с соблюдением прав человека в отношении крымских татар. Согласие Москвы на это уже получено, уточнил министр.
  
Стоит отметить, что слова главы турецких дипломатов резко контрастируют с заявлениями президента страны Реджепа Эрдогана по итогам визита его российского коллеги.
  
Тогда турецкий лидер отметил решение многих проблем крымских татар и поблагодарил Россию за такую помощь. «Обсуждался вопрос языка крымских татар, его принятие в качестве официального языка, были устранены многие проблемы крымских татар. И даже если впредь будут какие-то проблемы, мы можем обсуждать их между собой. Спасибо им (российской стороне, – ред.) за такую помощь», – сказал турецкий президент, добавив, что между Россией и Турцией «есть соглашение в этом плане».
  
Надо полагать, такие колебания в оценках Анкарой действий Москвы не в последнюю очередь связаны с необходимостью реагировать на истерию, нагнетаемую украинскими и западными политиками и СМИ по поводу якобы повальных притеснений крымских татар на «аннексированном» полуострове. В этой ситуации Турция – страна с наиболее многочисленной крымскотатарской диаспорой и сильным чувством ответственности за тюркские народы, просто не может оставаться безмолвной.
  
 ***
При этом в самом крымскотатарском сообществе критические высказывания главы турецкого МИД вызвали неоднозначную реакцию.
  
Представители меджлиса и близкие к нему общественные деятели восприняли их как сигнал к действию. Так, активисты незарегистрированной общественной организации «Комитет по защите прав крымскотатарского народа» провели конференцию, на которой был принят целый ряд обращений, одно из которых адресовалось персонально президенту Турции. Реджепу Эрдогану «комитетчики» пожаловались на якобы имеющие место жесточайшие репрессии против крымских татар и предупредили, что информация российской стороны о соблюдении прав народа является неправдивой.
  
В свою очередь крымскотатарские политики, инкорпорированные в систему российской власти, отреагировали на заявления Мевлюта Чавушоглу совершенно иначе.
  
Два высокопоставленных чиновника – Ремзи Ильясов и Заур Смирнов – в один голос опровергли упреки в несоблюдении Россией прав крымских татар. В своих комментариях оба упомянули о государственном статусе крымскотатарского языка и 10 млрд рублей, заложенных на нужды репатриантов в федеральной целевой программе по развитию полуострова. Также оба констатировали серьезный уровень присутствия крымских татар в органах власти и отметили указ Владимира Путина о реабилитации репрессированных народов Крыма. Все это выглядит действительно увесисто, особенно в сравнении с «достижениями» крымскотатарского народа в период нахождения полуострова в составе Украины.
  
Надо заметить, что оба представителя крымской власти очень деликатно дезавуировали высказывание главы турецкой дипломатии. Последнего выставили как жертву провокаций, а не их источник. Так, заместитель председателя Госсовета РК Ремзи Ильясов отметил, что при подаче таких резонансных комментариев и их переводе на другие языки в СМИ нередко допускаются неточности или намеренно вырываются выражения из общего контекста.
  
В свою очередь глава республиканского Госкомнаца Заур Смирнов считает, что руководителя внешнеполитического ведомства Турции намеренно ввели в заблуждение в вопросах, касающихся обустройства и реабилитации крымскотатарского народа. По его словам, республиканская власть готова принять делегацию из Турции, которая сможет воочию увидеть ситуацию с положением крымских татар.
  
 ***
Очередную попытку использовать крымскотатарский фактор для натравливания Турции на Россию предпринял президент Украины Петр Порошенко. 21 января в рамках Всемирного экономического форума в Давосе он встретился с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу, которому заявил: «Сегодня крымские татары находятся под огромным давлением и нуждаются в поддержке». Со своей стороны председатель турецкого правительства отметил, что вопрос Крыма нужно держать на повестке дня и добавил дежурный пассаж о поддержке территориальной целостности Украины и непризнании «аннексии» полуострова.
  
Не остался без ответа Анкары и неожиданный обыск в редакции крымскотатарского телеканала ATR, проведенный в конце января. Не став вдаваться в детали следственного мероприятия, в Турции назвали действия российских правоохранителей недопустимыми, охарактеризовав их как серьезное вмешательство и нарушение свободы СМИ. 
  
В официальном заявлении турецкого МИД подчеркивалось, что беспрепятственное продолжение вещания единственного крымскотатарского телеканала является основным правом на свободу получения информации для родственного Турции народа. Исходя из этого, Анкара пообещала продолжать защищать права крымских татар на всех площадках и внимательно следить за их положением.
  
Следующая нота с турецкого берега последовала всего через несколько дней в связи с арестом заместителя председателя меджлиса Ахтема Чийгоза, подозреваемого в организации и участии в массовых беспорядках на площади перед Верховным Советом Крыма 26 февраля 2014 года. «Задержание Ахтема Чийгоза является проявлением давления и запугивания представительного органа крымскотатарского народа», – говорится в заявлении внешнеполитического ведомства Турции. В нем также выразила надежду на скорейшее освобождение представителя меджлиса.
  
 ***
Два десятилетия турецкая внешняя политика отводила крымским татарам роль лакмуса во взаимоотношениях между Анкарой и Киевом. Украине постоянно напоминали, что от ее лояльности к крымским татарам, а точнее – к меджлису, зависит состояние турецко-украинских отношений. С помощью такого подхода Анкара не только давила на Киев, но и как бы выполняла миссию опеки родственного народа.
  
Российско-турецкие отношения выстроены иначе, и Турция не может себе позволить подобные вольности. Тем более, что после воссоединения Крыма с Россией ставка на меджлис перестает себя оправдывать. Заняв жесткую антироссийскую позицию и получив за это не менее жесткий ответ, данная структура перестает являться заметной силой на полуострове.
  
Вероятно, Анкара будет подыскивать среди крымскотатарских общественно-политических организаций нового кандидата на роль лоббиста своих интересов в Крыму. Не исключено, что она уже этим занимается.

Как бы то ни было, Крым и крымские татары продолжат оставаться в поле зрения Турции, которая наверняка постарается нарастить свое влияние на полуострове. Выстраивая с ним межрегиональное сотрудничество и транспортное сообщение, реализуя бизнес-проекты и культурно-образовательные программы для крымских татар, оказывая им гуманитарную помощь и поддержку в возрождении ислама. 

Автор: Кирилл Губа


Английская версия статьи/English version of the article (http://en.krymedia.ru/politics/3370685-Crimean-Tatar-Hobbyhorse-of-Turkey-Russia-Relations)

Комментариев нет:

Отправить комментарий