понедельник, 2 июня 2014 г.

Китайский прорыв Путина, украинский кризис и крымская сторона медали

С какой стороны ни смотри, итоги официального визита Владимира Путина в Шанхай стали поистине знаменательными и глобальными по своему масштабу. Окончательно оформился великий евразийский геополитический тандем медведя и дракона, став первым фундаментальным событием в процессе трансформации системы международных отношений после «крымской черты». Не мудрено, что данное обстоятельство на фоне хронического ухудшения отношений между Россией и Западом и продолжения карательной операции на Донбассе заставило Брюссель с Вашингтоном нервно кусать локти.

Итак, 20 мая Президент РФ в сопровождении широкой делегации членов правительственного кабинета и топ-менеджеров 25 крупнейших российских компаний отправился с двухдневным визитом в КНР. Там Путин провёл встречи с китайским руководством, принял участие в 4-м саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и посетил церемонию открытия совместных российско-китайских военных учений «Морское взаимодействие – 2014» в северной части Восточно-Китайского моря. 

Одна из целей Президента России на саммите в Шанхае заключалась в доведении двусторонних экономических отношений до уровня политических. Китай – главный торговый партнёр России по итогам последних лет, а за прошлый год их взаимный товарооборот почти достиг 90 млрд. долларов. К 2015 году Владимир Путин рассчитывает довести товарооборот с Китаем до отметки в 100 млрд., а к 2020-му – до 200 млрд. Немаловажным представляется и намерение двух государств искать пути сопряжения своих интеграционных проектов – «Экономического пояса Шёлкового пути» и Евразийского экономического союза. 

В общей сложности в рамках поездки ВВП в Поднебесную было подписано около полусотни различных соглашений, меморандумов и контрактов между российскими и китайскими партнёрами. Они касались самолёто- и автомобилестроения, железнодорожного транспорта и телекоммуникационных услуг, электроэнергетики и защиты интеллектуальной собственности, банковской сферы и межрегионального сотрудничества, образовательного и гуманитарного сектора, региональной безопасности, координации внешнеполитических действий и т.д. Но стержнем всего визита, бесспорно, стало заключение долгосрочного контракта на поставку российского газа в Китай.

Сделка века

В первый день пребывания Президента РФ в Поднебесной вокруг подписания газового соглашения сохранялась неопределённость. «Злые языки» поспешили заявить, что «сделка века» накрылась «медным тазом». Однако 21 мая Газпром и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) заключили долгожданный договор на сумму 400 млрд. долларов. Переговоры россиян и китайцев по этому вопросу длились целых десять лет, и неспроста Владимир Путин после подписания контракта заметил, что «наши китайские друзья – сложные, тяжёлые переговорщики». Вместе с тем он назвал газовые договорённости эпохальным событием, отметив, что«это самый большой контракт во всей истории газовой отрасли бывшего СССР и Российской Федерации в страновом измерении по объёмам».

По договору Россия будет поставлять газ дальневосточному гиганту в объёме порядка 38 млрд. кубометров в год с перспективой его расширения до 60 млрд. К слову, этот верхний предел составляет более трети экспорта российского «голубого топлива» в страны Евросоюза и Турцию, которые за предыдущий год насчитывали 162,5 млрд. кубометров. Срок действия контракта составляет 30 лет, начиная с 2018 года. До этого времени необходимо достроить трубопровод «Сила Сибири», по ответвлению которого газ из Чаяндинского и Ковыктинского месторождений будет поступать в КНР. На эти цели российский газовый монополист получит от Китая аванс в размере 25 млрд. долл. Со своей стороны, Россия вложит в строительство «Силы Сибири» и освоение газоносных месторождений около 55 млрд. 

К безусловным успехам России следует отнести присутствие в тексте соглашения формулы «бери или плати», по которой китайцы обязаны выплачивать определённую сумму даже в случае отказа от потребления оговоренных объёмов газа. Также стороны обозначили намерение пойти на своеобразный компромисс: Москва выразила готовность отменить налог на добычу полезных ископаемых для месторождений, в которых будут добывать газ для Китая, а Пекин готов убрать импортную пошлину на его поставки.

Загадкой остаётся точная стоимость тысячи кубометров российского «голубого топлива» для Пекина. По словам главы Газпрома Алексея Миллера, это коммерческая тайна. Данное обстоятельство позволило скептикам и недоброжелателям твердить о низкой цене и невыгодности сделки для России. Однако это можно легко опровергнуть, вспомнив слова Путина о привязке цены к рыночной стоимости нефти и нефтепродуктов. Кроме того отмечалось, что стоимость тысячи кубометров газа для Китая составит не менее 350 долларов. По расчётам специалистов и со ссылкой на заявления представителей «Газпрома» в кулуарах, она будет находиться в районе 360-390 долл. Эти цифры сопоставимы со среднеевропейской ценой российского газа (381 долл.), к тому же необходимо принимать во внимание продолжительность контракта.

Сделка выгодна обеим сторонам. Россия существенно расширяет выход к огромному и быстро растущему рынку сбыта энергоресурсов, закладывая основу для диверсификации поставок с Запада на Восток в свете угроз Евросоюза уменьшить закупки российского газа или вообще отказаться от него. Помимо этого, проект сулит России появление примерно 12 тысяч рабочих мест и крупные заказы для машиностроительных, металлургических и трубных заводов. Для Китая российское «голубое топливо» тоже жизненно необходимо, будучи экологически безопасным и надёжным способом обеспечения работоспособности его могущественной промышленности. 

Ожидается, что следующей целью топливно-энергетического сотрудничества двух государств станет обсуждение «западного маршрута» поставок, предполагающего транспортировку в Китай газа из источников Западной Сибири. В перспективе это позволит переориентировать часть поставок «голубого топлива» с европейского направления на китайское. Эти замыслы уже сейчас вызывают нешуточное беспокойство в Европейском Союзе. Собственная газодобыча в ЕС сокращается, а потребление растёт, несмотря на меры экономии и усиленное развитие альтернативных источников энергии. Видимо, вскоре старушке-Европе придётся осознать, что она перестала быть незаменимым клиентом в газовом магазине, чьи любые капризы стерпит и удовлетворит покорный российский продавец. 

При своих бесспорных выгодах и достижениях сотрудничество Москвы и Пекина в газовой и нефтяной сфере требует одного критического замечания. В нём Россия по-прежнему играет роль сырьевого придатка и поставщика ресурсов, тогда как её заветной национальной целью является изменение структуры экспорта в сторону преобладания продукции с высокой долей переработки и высокотехнологичных изделий.

Самолёт и мост через Амур

Между тем, у России и Китая есть определённые совместные начинания в области высоких технологий. Одно из таковых – меморандум о сотрудничестве между российской Объединённой авиастроительной корпорацией и Китайской корпорацией коммерческих самолётов (COMAC), подписанный в ходе поездки Путина в Шанхай. Документ предусматривает совместное создание пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, который на мировом авиарынке сможет потягаться с американским Boeing и французским Airbus. Перспективы данного проекта специалисты оценивают очень высоко. 

Тогда же был заключён меморандум об инвестициях в строительство железнодорожного моста через реку Амур, который соединит РФ и КНР. Этот мост должен стать первым российско-китайским мостом на границе. Планируется, что он будет построен до 2016 г. и позволит перевозить до 21 млн. тонн грузов в год, сократив при этом путь для российских грузов в Китай на 700 км. Инвестором проекта выступит Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ). 

Разворот на Восток для восстановления баланса

Обсуждая визит Путина в Поднебесную, многие исследователи стали говорить об историческом повороте России на Восток, совершить который её вынудили враждебные шаги Запада в контексте противостояния внутри и вокруг Украины. Наверное, частица правды в этом есть. И всё же такое объяснение российских действий и их мотивов выглядит неполным. Главным образом потому, что во внешнеполитической парадигме России европейское и азиатское направления рассматриваются не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. В этом смысле т.н. разворот в сторону Китая призван выровнять сложившийся за последние десятилетия дисбаланс в насыщенности политико-экономического курса Москвы по отношению к Европе и Азии. Сама география предначертала России поддерживать равновесие в связях с Востоком и Западом одновременно, на то же указывает двуглавый орёл на её государственном гербе. 

Ко всему прочему, поворот к Китаю произошёл не сейчас, не месяц и даже не год назад. Этот процесс идёт давно, а визит нашего президента в КНР скорее стал его ослепительно ярким проявлением. Безусловно, стремление России к форсированному и тесному сближению с Китаем усилили попытки ЕС и США наказать и запугать её санкциями, международной изоляцией и политикой сдерживания в духе Холодной войны. Не последним побудительным мотивом стала неотвратимая тенденция перемещения центра мирового экономического притяжения в Азиатско-Тихоокеанский регион. 

Касательно внешнеполитического подхода России к АТР стоит упомянуть о словах президента, который во время пребывания в Китае высказался за создание в регионе новой архитектуры безопасности на принципах равенства и уважения международного права, неделимости безопасности, неприменения силы или угрозы силой. Повышенное внимание Москвы к этому пространству продиктовано и тем, что, как подчеркнул ВВП в интервью ведущим китайским СМИ накануне поездки в Поднебесную, «развитие Сибири и Дальнего Востока – один из главных национальных приоритетов России в XXI веке».

Договорная игра на международном поле

Пожалуй, прав Анатолий Вассерман, утверждающий, что Китай для России не обязательно союзник, но однозначно выгодный партнёр. Партнёр не только в торгово-экономической плоскости, но и в сфере обеспечения безопасности и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в вопросах разрешения локальных конфликтов и кризисов на мировой арене. Действительно, Москва и Пекин часто выступают с солидарной позицией в международных инстанциях, например в Совете безопасности ООН. 

Одной из свежих иллюстраций этого стало вето КНР и РФ на проект резолюции Совбеза ООН, предусматривающей передачу досье по фактам военных преступлений в Сирии в Международный уголовный суд. Как пояснили в российском внешнеполитическом ведомстве, проект резолюции является пристрастным и нацелен возложить ответственность за массовые нарушения прав человека в Сирии на её законное правительство. И это вовсе не единичный случай слаженных действий России и Китая на международной сцене, а уже четвёртое их спасительное для Сирии вето на резолюции представителей западных держав. Помимо Сирии, точки зрения Москвы и Пекина совпадают по иранской и корейской ядерной проблеме, по ряду других немаловажных вопросов международной повестки дня. 

По итогам переговоров российского и китайского лидеров Владимира Путина и Си Цзиньпина было принято «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия». В этом содержательном и пространном документе обращает на себя особое внимание призыв (очевидно, обращённый к США и ЕС) к отказу от языка односторонних санкций и поддержки деятельности, направленной на изменение конституционного строя в других государствах. 

«Стороны подчёркивают необходимость уважать историческое наследие стран, их культурные традиции и самостоятельно выбранный общественно-политический строй, систему ценностей и пути развития; противостоять вмешательству во внутренние дела других государств, отказаться от языка односторонних санкций, от организации помощи, финансирования или поощрения деятельности, направленной на изменение конституционного строя другого государства или его вовлечение в какое-либо многостороннее объединение или союз», – говорится в заявлении.

Комментируя «совместное заявление», Президент России отметил, что взгляды Москвы и Пекина по многим международным вопросам совпадают, поэтому стороны договорились теснее координировать внешнеполитические шаги, в т.ч. на площадках ООН, БРИКС и АТЭС. 

На фоне событий на Украине символичным выглядит решение России и Китая провести в следующем году совместные праздничные мероприятия в честь 70-летия Победы во Второй Мировой войне. 

Общий запрос на многополярность

В глобальном контексте одна из основных совместных задач России и Китая – заставить Соединённые Штаты принять очерчивающуюся многополярную структуру мира и вписаться в неё. В новых международных реалиях Америка уже не сможет оставаться гегемоном. Суть этого вопроса хорошо передана на страницах официальной газеты Компартии Китая «Жэньминь Жибао» в статье под названием: «Пора бы покончить с идеологией «Холодной войны». Как следует из её текста, Запад во главе с США до сих пор продолжает находиться под воздействием победы над СССР и доминирования в однополярном мире, хотя с того времени соотношение сил на международной арене существенно изменилось. Вдобавок к этому, удерживаемый Америкой статус безраздельного властелина мира в условиях полицентричности изживает себя в принципе. Вашингтону, наконец, пора перестать сопротивляться становлению более сбалансированного и равноправного миропорядка и начинать играть по его правилам. 

Видимо, примерно это имел в виду председатель КНР Си Цзиньпин, говоря о намерении России и Китая содействовать созданию более справедливого и рационального международного порядка. «Развитие китайско-российских отношений, всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия продиктовано необходимостью нашего совместного развития и совместного процветания и является неизбежным выбором, возникающим из процесса построения многополярного мира», – недвусмысленно заявил китайский руководитель по итогам беседы с Путиным. 

Собственно, само содержание и результаты визита российского президента в Китай можно рассматривать как ясный сигнал международному сообществу о том, что мир перестал быть однополярным и западоцентричным, во всяком случае, с точки зрения Москвы и Пекина. Нынешнее положение России, осложнённое острейшим за последние два десятилетия обострением отношений с Западом хорошо понятно Китаю. Это понимание наряду с возмущением разнузданным политическим поведением Белого дома усиливается в свете активизации в последние годы американской стратегии сдерживания КНР в Дальневосточном регионе. По всей вероятности, гигантские шаги Москвы и Пекина навстречу друг другу подтолкнут США к ускоренному расширению своего влияния в АТР в соответствие с курсом Обамы на возвращение в Азию. Вряд ли Вашингтон обойдётся без попыток подорвать взаимопонимание между Россией и Китаем и расшатать обстановку внутри этих стран либо на их рубежах. 

Рассматривая стремление Москвы и Пекина к полицентричной модели мира, отдельного внимания заслуживает их намерение увеличить долю прямых взаиморасчётов в национальных валютах. Так, в уже упомянутом Совместном заявлении РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия есть следующий пункт: «Стороны намерены предпринять новые шаги для повышения уровня и расширения сфер российско-китайского практического сотрудничества: налаживать тесное взаимодействие в финансовой сфере, включая увеличение объёмов прямых расчётов в национальных валютах России и Китая в торговле, инвестициях и кредитовании». 

Быть может, это и не угроза главному детищу США – Федеральной резервной системе, но однозначно тревожный звонок для Вашингтона. 

«Приоритетной для США является задача не допустить формирования независимой системы взаиморасчётов и обеспечить скорейший доступ к капитальным активам в ресурсном и производящем секторе. Целью – быстрая капитализация активов в долларовой зоне, что обеспечит списание долгов США за счёт стран-кредиторов», – объясняет подноготную вопроса колумнист издания «Однако. Евразия» Леонид Крутаков. И добавляет, что Китай с Россией заинтересованы в наращивании взаимной интеграции как раз с целью недопущения капитализации своих мощностей и сырьевых ресурсов на условиях США. 

Украина, Крым и антироссийские санкции Запада

Казалось бы, какое дело Китаю до событий в столь далёкой и чуждой ему Украине. Иное дело Россия, для которой «украинский вопрос» является первостепенным вот уже два десятка лет. Между тем, украинской проблематике было уделено внимание в 15-м пункте «совместного заявления» Путина-Цзиньпина. «Стороны выражают серьёзную озабоченность в связи с продолжающимся внутриполитическим кризисом на Украине. Россия и Китай призывают к деэскалации конфликта в этой стране, проявлению сдержанности, к поиску мирных, политических путей решения имеющихся проблем. Стороны призывают все регионы и общественно-политические группы Украины вступить в широкий национальный диалог, совместно разработать концепцию дальнейшего конституционного развития государства, предусматривающую полное соблюдение общепризнанных прав и свобод граждан», – отмечается в документе. 

Непосвящённый в детали наблюдатель может интерпретировать подпись Китая под этими словами как желание морально поддержать Москву по совершенно не затрагивающей китайские интересы проблеме. На самом деле, Украина далеко не безразлична Китаю. С момента прихода к власти Виктора Януковича в 2010 году отношения Украины с КНР обрели «второе дыхание», и за 4 года в них произошёл существенный рывок. Политические контакты активизировались, масштабы экономического сотрудничества стремительно возросли, государства объявили друг друга стратегическими партнёрами. По итогам прошлого года Китай занял второе место в списке главных торговых партнёров Украины с товарооборотом 10,6 млрд. долл., уступив лишь России (38,2 млрд.) и обогнав Германию (8,4 млрд.). Китайские кредиты и инвестиции наряду с финансовой помощью России стали спасительными для преддефолтной Украины, от которой после отказа Януковича немедленно подписывать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом отвернулись западные финансовые институты. 

И вдруг «евромайдан», государственный переворот, евроатлантический курс хунты и гражданская война, похоронившая радужные перспективы украинско-китайского сотрудничества. В общем, Китай не мог безмолвствовать, когда речь шла о ситуации на Украине.

Между тем, китайскому политико-дипломатическому кредо применительно к украинскому кризису присуща преднамеренная двусмысленность. На одной стороне Пекин ставит принцип уважения суверенитета и территориальной целостности, на другой – осуждение иностранного вмешательства во внутриполитические события на Украине и неприятие антироссийских санкций Запада. Эта двусмысленность – плод величайшей осмотрительности китайской дипломатии, позволяющей и России, и Западу истолковывать позицию Китая в свою пользу. Ведь его взаимозависимость с США и Евросоюзом тоже значительная. Например, ЕС является главным торговым партнёром Поднебесной в течение последних нескольких лет. 

Если копнуть глубже, становится ясно, что Поднебесная заняла позицию дружественного нейтралитета именно по отношению к России. Недаром в своём знаменитом обращении о принятии Крыма в состав РФ от 18 марта Владимир Путин выразил признательность «народу Китая, руководство которого рассматривало и рассматривает ситуацию вокруг Украины и Крыма во всей её исторической и политической полноте». 

Примечательно, что ещё 24 февраля представитель МИД Китая Хуа Чуньин сделала следующее заявление: «Мы уважаем выбор украинского народа, сделанный на основе особенностей ситуации в стране. Мы рассматриваем Украину в качестве важного стратегического партнёра и готовы поддерживать развитие всестороннего сотрудничества на основе принципов равенства и взаимной выгоды». Это можно было расценивать как первый шаг Пекина на пути признания т.н. переходной власти Украины, свергнувшей легитимного президента вопреки соглашению об урегулировании кризиса от 21 февраля. Понять такой шаг Китая несложно, если учесть его надежды продолжить выгодное двустороннее сотрудничество с Украиной при новых властителях. К тому же действенной ответной реакции Москвы на украинский путч на тот момент ещё не последовало (она началась 26 февраля, когда В. Путин объявил о внезапной проверке боеготовности войск Западного и Центрального военных округов).

Однако уже на следующий день после этого заявления замминистра иностранных дел КНР Чэн Гопин в интервью ИТАР-ТАСС сказал, что Китай выступает принципиально против вмешательства иностранных государств во внутриполитическую обстановку на Украине, добавив, что ситуация в стране не соответствует рамкам закона. 

28 февраля на пресс-конференции, комментируя события в Крыму, официальный представитель внешнеполитического ведомства Китая Цинь Ган заявил о приверженности государства традиционной позиции уважения суверенитета и территориальной целостности Украины. Через два дня он же сообщил, что КНР «крайне осуждает насильственные акты, возникшие в предыдущие дни в Украине» и призывает конфликтующие стороны решать внутренние разногласия мирно и в рамках закона. Поскольку процесс обретения Крымом независимости с последующим вхождением в Россию проходил в целом мирно, то упоминание о «насильственных актах» уместней отнести к деяниям киевской клики на материковой Украине. 

Затем 3 марта ситуацию на Украине в телефонном режиме обсудили главы российского и китайского МИДов Сергей Лавров и Ван И, отметив широкое совпадение точек зрения. В тот же день их заместители Григорий Карасин и Чэн Гопин провели консультации в Москве, по итогам которых сообщалось, что Китай выразил понимание обозначенных Россией причин украинского кризиса и роли внешних сил в поддержке «евромайдана».

Накануне всекрымского волеизъявления (т.е. 15 марта) Совбез ООН не смог принять инициированную США резолюцию против референдума в Крыму, т.к. Россия наложила на неё вето, а Китай воздержался при голосовании. Воздержался Китай и во время голосования в Генассамблее за резолюцию 68/262 «Территориальная целостность Украины», которая объявляла общекрымский референдум незаконным и призывала все страны не признавать его итогов. Это резолюция была «продавлена» Западом и его сателлитами, но она носит лишь рекомендательный характер. 

Что касается китайской реакции на референдум в Крыму, на следующий день после его проведения представитель МИД КНР Хун Лэй подтвердил приверженность своей страны суверенитету и территориальной целостности всех государств, призвав найти политическое решение крымского вопроса в рамках закона и порядка. 

По поводу санкций Соединённых Штатов и Европейского Союза против России Китай занял, напротив, довольно чёткую и однозначную позицию. Так, в начале марта уже известный представитель МИД КНР Цинь Ган заявил на брифинге, что Пекин выступает против применения и угроз применения санкций в международных отношениях. А 25 марта постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин заверил, что Китай «абсолютно точно» не поддержит никакие антироссийские меры. По словам постпреда, КНР и РФ не готовы соглашаться с диктатом Запада на международной арене, что их весьма сближает. Спустя месяц во внешнеполитическом ведомстве Китая фактически повторили позицию Пекина относительно антироссийских санкций, сказав, что они только усиливают напряжённость конфликта в Украине и противоречат интересам всех сторон.

Керченский мост и глубоководный порт 

Взвешенное и вместе с тем умеренно-пророссийское позиционирование Китая в конфликте вокруг Украины было по достоинству оценено в Москве. Одним из подтверждений этого, пусть и не самым значимым, стал предварительный «зелёный свет» китайскому проекту глубоководного порта в теперь уже российском Крыму. Освежим для себя в памяти сведения о нём. 

В рамках декабрьского визита Януковича в Китай украинская компания «Киевгидроинвест» и китайская BICIM подписали меморандум о строительстве глубоководного порта (подводная акватория 25 метров) в Сакском районе Крыма. Согласно проекту на площади 300 тысяч кв. м. планировалось построить зернохранилище на 20 млн. тонн и несколько терминалов, а также создать зону высокотехнологичной индустрии. Кроме того, речь шла о реконструкции Севастопольского морского рыбного порта. На всё это китайская сторона обещала выделить 3 млрд. долл. Во вторую фазу проекта китайцы планировали инвестировать ещё 7 млрд. в строительство верфей, аэропорта, нефтеперерабатывающего завода, терминала для сжиженного природного газа, учебных центров, пляжей и зон отдыха. 

Как тогда писала официальная газета КПК «Жэньминь Жибао», создание мега-порта позволит Пекину сократить морской торговый маршрут в Европу на 6 тыс. км. Порт-хаб был задуман как составная часть «Экономического коридора Шёлкового пути». Первая фаза реализации проекта должна была стартовать в конце нынешнего года, в целом на него отводилось не более 2 лет. Ожидалось, что мощность порта составит 140 млн. тонн в год и одни только портовые сборы будут приносить государству ежегодно более 1,5 млрд. долл. 

Ещё во время пребывания Крыма под юрисдикцией Украины многие эксперты были убеждены, что проект глубоководного порта в Крыму тесно связан с идеей строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Предполагалось, что мост и порт соединит разветвлённая система железных и автомобильных дорог.

И вот в третьей декаде апреля постпред РФ при ЕС Владимир Чижов сообщил, что Россия и Китай продолжают сотрудничество по проекту строительства мега-порта в Крыму и на него не повлияло воссоединение полуострова с Россией. В связке с этим фактом пресса писала, что Китай отказался от планов инвестировать 5 млрд. долларов в солнечную электростанцию американской Невады и выражает заинтересованность в совместных программах развития альтернативной энергетики в Крыму. 

Кроме того в начале мая СМИ со ссылкой на неназванные источники сообщили, что российский Минтранс готовится заключить с китайскими компаниями меморандум о строительстве транспортного перехода через Керченский пролив. Ожидается, что в строительстве будет участвовать государственная China Railway Construction Corporation (CRCC), а финансирование окажет частный China International Fund Ltd (CIF). Также появились сведения, что часть этого проекта с ориентировочной стоимостью от 1,2 до 3 млрд. долл. проинвестируют в юанях. Тем не менее, вышеуказанная информация в случае её соответствия действительности вовсе не исключает участия в сооружении Керченского транспортного перехода отечественных инвесторов и строительных компаний.

Возвращаясь к теме глубоководного порта, стоит заметить, что главная проблема здесь состоит в больших экологических рисках. Крымские экологи предупреждали, что строительство такого объекта в западной части полуострова поставит крест на рекреационном потенциале побережья от Евпатории до Севастополя. Работы по углублению дна порта спровоцируют смыв песков с пляжей Каламитского залива в морскую пучину. В связи с этим экологи советуют строить его на базе озера Тобечик на Керченском полуострове, которое к тому же расположено гораздо ближе к железнодорожным и автомобильным путям и портовым мощностям Керчи.

Похоже, рекомендации крымских учёных не пропали даром. В конце мая первый вице-премьер Республики Крым Рустам Темиргалиев сообщил, что из нескольких мест по созданию глубоководного порта китайским инвесторам в качестве приоритетного предложат Керченский регион. По словам чиновника, после поездки Президента России в Шанхай китайские инвесторы возобновили переговоры по этому проекту. Вместе с тем, пока на этот счёт не заключено никаких новых соглашений. Ну а декабрьский меморандум – это не договорённость в полном смысле этого слова, а только декларация о намерениях заинтересованных сторон. 

***
Стратегический прорыв, высочайшее достижение, беспрецедентный успех, долгожданный разворот на Восток, сделка века – такими яркими эпитетами характеризовали результаты визита Президента России в КНР ведущие мировые издания, эксперты и политические деятели разных стран. Китайский прорыв Путина, незаметно перетёкший в Петербургский международный экономический форум и последующее подписание договора о создании Евразийского экономического союза – всё это стало серией успешных ходов России на евразийской шахматной доске. Но «большая игра» далека до завершения.


Кирилл Губа, политический обозреватель. 
    Источник: Новоросс.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий