среда, 11 июня 2014 г.

Смена власти в Абхазии: как это было

Быстротечно, бескровно и без вмешательства Запада

Последний месяц весны ознаменовался целой чередой поворотных для постсоветского пространства и всего мира событий, на фоне которых как-то затерялся политический кризис в Абхазии. Между тем, в этой маленькой кавказской республике произошло самое настоящее смещение правящего режима. Благо, всё обошлось без человеческих жертв и затяжного политического противостояния власти с оппозицией. Не в последнюю очередь тому способствовала непричастность к случившемуся вашингтонского обкома и его брюссельского филиала.
  
Надо сказать, что абхазская оппозиция давно выдвигала чёткие требования руководству республики и лично президенту Александру Анквабу. Ещё 29 апреля оппозиционеры призвали главу государства сформировать правительство национального доверия, принять поправки к конституции с целью передачи части президентских полномочий парламенту и Кабмину, а также отправить в отставку генпрокурора и глав восточных районов Абхазии. Рост коррупции, социально-экономический коллапс, недостаточная интенсивность сотрудничества с Россией, нецелевое освоение российской финансовой помощи, неоднозначность процедуры паспортизации этнически грузинского (мегрельского) населения в Гальском районе – это и многое другое наполняло список претензий оппозиционных сил к действующей власти. К несчастью для последней эти претензии разделяла немалая часть населения страны. 

В начале мая в оппозиционном лагере предупредили, что если правительство национального доверия не будет создано, начнётся подготовка к «народному сходу». И она началась: 26 мая Координационный совет оппозиционных политических партий и организаций Абхазии открыто призвал народ к участию в антиправительственном мероприятии. 

Как видим, случившееся не могло быть неожиданным сюрпризом для власти. Другое дело, что тревожные звоночки вовремя не были ею услышаны либо воспринимались недостаточно серьёзно. А зря!

27 мая в центре Сухума состоялся анонсированный сход, собравший тысячи возмущённых и неравнодушных людей. Звучали требования отставки президента и правительства, генерального прокурора и руководителей Ткуарчальского и Гальского районов Абхазии. Люди хотели, чтобы к ним вышел Анкваб, к которому за два с лишним года накопились многочисленные вопросы. Однако глава государства к участникам оппозиционного схода не вышел, и они решили, что «если гора не идёт к Магомету, то Магомет идёт к горе». Начались попытки штурма администрации президента.

Тем временем переговорщики от оппозиции, председатель партии «Форум народного единства» Рауль Хаджимба и глава организации ветеранов грузино-абхазской войны «Аруаа» Виталий Габния, прошли в здание президентской администрации для переговоров с главой государства. В ходе них Анкваб было согласился на отставку правительства, генпрокурора и руководителей проблемных районов, но тут внутрь здания прорвались активисты «народного схода». Президент отказался принимать какие-либо решения под давлением и ретировался. Как выяснилось, он уехал в самое безопасное во всей Абхазии место – на российскую военную базу под Гудаутой, где и пережидал последующие дни. Такая мера предосторожности вовсе не кажется излишеством или проявлением трусости, ведь на жизнь Анкваба неоднократно совершались покушения.



Сторонники оппозиции захватили президентскую администрацию, государственный телецентр и собрались устанавливать на центральной площади Сухума палаточный городок. Они не верили, что Анкваб легко и быстро уступит бразды правления. 

После запущенных слухов о бегстве президента из страны лидер оппозиции Рауль Хаджимба объявил, что Координационный совет оппозиционных партий и организаций временно берёт власть над республикой в свои руки. С этой целью был образован Временный совет народного доверия, провозглашённый высшим органом управления Абхазией на переходный период. Фактически это был орган параллельной власти. 

В своих заявлениях по телевидению Анкваб уверял: «Я никуда не уехал. Я нахожусь в Абхазии. С членами Совета безопасности мы обсуждаем разные варианты развития событий. Целью моей и целью действий моих коллег было одно – не допустить развития событий по тому сценарию, который был бы непоправим для нашей страны». Одним из свежайших примеров такого «непоправимого» сценария, шокировавшего весь мир, стали события на Юго-Востоке Украины.

Президент, члены правительства и Совета безопасности Абхазии справедливо расценили действия оппозиции как попытку государственного переворота. О верности президенту чётко заявили главы силовых структур республики. Правящая команда начала подготовку к мобилизации сторонников, призванной продемонстрировать всем (как внутри республики, так и за её пределами) значительный уровень своей поддержки со стороны населения. 

На следующий день после захвата президентского дворца в центре Сухума прошёл митинг сторонников действующей власти, который абхазские СМИ охарактеризовали как массовый и многотысячный. В резолюции митинга приверженцы Анкваба назвали действия оппозиции попыткой государственного переворота, призвали её лидеров освободить захваченные здания и начать с президентом переговоры по выходу из кризиса. Для убедительности собравшиеся пригрозили оппонентам «действительно общенародным сходом» и «действенными способами» по возвращению ситуации в законное русло. На данном этапе Анкваб не собирался сдаваться, но поскольку зарождение бунта он «проспал», ответная реакция теперь казалась безнадёжно запоздавшей. Между тем, над страной нависла угроза гражданского противостояния. 

Перспектива дестабилизации Абхазии вовсе не радовала Москву, потому она оперативно подключилась к урегулированию политического конфликта. 28 мая в Сухум с двухдневным рабочим визитом прибыли помощник Президента РФ по связям с Абхазией и Южной Осетией Владислав Сурков и заместитель секретаря Совета безопасности России Рашид Нургалиев. Сурков провёл встречи с лидерами оппозиции и Александром Анквабом, зримый результат которых – возобновление переговоров власти и оппозиции. Также с большой долей вероятности можно полагать, что при активном участии Суркова была составлена «дорожная карта» выхода из абхазского тупика, хотя это и не озвучивалось публично. 

Тем не менее, 29 мая абхазское Народное Собрание (парламент) объявило вотум недоверия премьер-министру Абхазии Леониду Лакербае, а президенту было предложено добровольно сложить с себя полномочия. Реакция Анкваба была ожидаема: он отказался отправлять в отставку главу правительства и тем более не стал складывать собственные полномочия.

Решающий удар по президенту был нанесён 31 мая, когда на внеочередном заседании парламента абхазские народные избранники абсолютным большинством голосов приняли постановление о его отстранении от руководства страной. Кроме того, они назначили проведение досрочных президентских выборов на 24 августа (к слову, день независимости Украины), а временное исполнение обязанностей главы государства вверили спикеру парламента Валерию Бганбе. Данные решения поддержали 24 депутата из 25 присутствующих, тогда как ещё 10 человек, считающихся сторонниками Анкваба, не пришли на заседание Народного Собрания (всего в нём 35 мест). 

Парламентарии основывались на ст. 65 и 66 Конституции Абхазии, где речь идёт об участии парламента в решении вопроса отставки президента и порядке перехода его обязанностей к вице-президенту, премьер-министру и председателю Народного Собрания. Пожалуй, наиболее оригинальным образом причину принятия постановления об отставке Анкваба пояснил оппозиционный депутат Аслан Кобахия. Он оттолкнулся от того, что во время заседания парламента Анкваб находился на территории российской военной базы, а значит, фактически был вне юрисдикции Республики Абхазия. По логике Кобахии, это можно квалифицировать как невозможность президента исполнять свои обязанности и полномочия. 

Апеллируя к тому положению конституции, в котором говорится о решении вопроса отставки президента парламентом, оппозиция предпочитает не замечать другой конституционной нормы – о необходимости получения специального заключения Верховного Суда о неспособности президента выполнять свои обязанности. В общем, правовые основания для смещения Анкваба являются «притянутыми за уши». Сам он изначально так и заявил, что категорически не согласен с парламентским решением о своём отстранении от власти и считает факт назначения и.о. президента главы парламента грубым нарушением конституции.

Впрочем, интрига политического противостояния сохранялась недолго – всего одну ночь. В первый день лета Анкваб объявил о сложении с себя президентских полномочий. «В целях сохранения стабильности в стране, в соответствии со статьей 65 Конституции Республики Абхазия, я подаю в отставку с поста президента Республики Абхазия. Призываю всех к спокойствию, сохранению гражданского мира, проведению новых выборов в нормальной обстановке», – сказал он в обращении к народу. 



Как поведал один из оппозиционных лидеров Виталий Габния, абхазский руководитель согласился уйти после того, как оппозиционеры провели консультации с лидерами почитаемого в Абхазии движения ветеранов войны «Амцахара», поддерживающего Анкваба, и нашли с ними «общий язык». Президент оказался без политической поддержки и понял бесперспективность дальнейшей борьбы за удержание власти.

Судя по последнему обращению президента к народу, он покинул пост с чувством глубокой злости и обиды на оппозицию, прервавшую пятилетний срок его каденции на самой середине. Глава государства особо подчёркивал, что «за власть борются силы, которые ни перед чем не остановятся и готовы принести в жертву своим амбициям и жизни соотечественников, и главное завоевание нашего народа – свободу Абхазии». Он также поведал, что за покушением на его жизнь стоят силы, активно поддерживающие оппозицию, назвав одной из задач осуществлённого ей государственного переворота «освобождение подсудимых по данному делу террористов» (т.е. обвиняемых в попытках убить президента). По словам Анкваба, его физическое устранение планировалось и в ходе захвата здания президентской администрации на митинге 27 мая. Правда, со своей стороны лидеры оппозиции заявляли о готовности предоставить смещённому президенту гарантии безопасности. 

После выхода Анкваба из игры посыпалась и вся вертикаль власти. 2 июня покинул свой пост председатель абхазского правительства Леонид Лакербая. Затем в отставку были отправлены и.о. первого вице-премьера Индира Вардания и вице-премьера Беслан Эшба, глава Очамчырского района Мурман Джопуа, генеральный прокурор Сафарбей Миканба, секретарь Совбеза Нугзар Ашуба и руководитель администрации президента Беслан Кубрава. Ранее должностей лишились главы Гальского и Ткуарчальского районов Беслан Аршба и Тимур Гогуа. «Очистка» власти от ставленников бывшего президента продолжается. 

Пока точно неизвестно, будет ли Александр Анкваб баллотироваться в президенты на грядущих выборах. Во всяком случае, он имеет на это полное право, что вынуждены признать и оппозиционные вожди. Одним из фаворитов будущей избирательной гонки считается Рауль Хаджимба – главный фронтмен оппозиционного движения, неоднократно участвовавший в выборах президента республики (но всякий раз неудачно). Сам он подтверждает возможность выдвижения своей кандидатуры на выборах, но не преподносит это как своё окончательное решение. Эксперты полагают, что значительные шансы победить на выборах есть и у Виталия Габнии. А вот нынешний и.о. президента Валерий Бганба уже заявил, что не собирается баллотироваться на пост главы государства.

Послесловие

Подпадают ли события последних майских дней в Абхазии под понятие государственного переворота – этот вопрос остаётся спорным. С одной стороны, одного лишь постановления парламента для отставки президента явно недостаточно. Такой вывод следует из абхазского законодательства. Но взглянув на проблему с другого ракурса, мы увидим созвучность лозунгов оппозиции и настроений большинства жителей Абхазии, увидим уверенное численное превосходство противников президента в парламенте и увидим отказ Анкваба от своевременного диалога с недовольными. Перечисленное заставляет серьёзно усомниться в легитимности (не путать с легальностью, законностью) его власти, в готовности народа и далее признавать её право на управление страной. 

Спустя 10 лет после кризиса 2004 года, когда республика находилась на грани раскола и гражданской войны, абхазская власть и оппозиция смогли извлечь уроки из прошлого. В этом им помогла собственная мудрость и ответственность, помог страшный пример Украины перед глазами и, несомненно, братская Россия – великая защитница Абхазии, её незаменимый партнёр и верный друг. Президентство Анкваба – это уже история. Новая её страница пишется сейчас и, к счастью для абхазов, не под диктовку Соединённых Штатов Америки. 

Кирилл Губа, политический обозреватель
Источник: Новоросс.info
Фото: РИА Новости, ИТАР-ТАСС и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий