пятница, 29 августа 2014 г.

Президентские выборы в Абхазии: Рауль у руля

Минувшее воскресенье 24 августа – это не только день очередной годовщины независимости Украины от здравого геополитического смысла. Это ещё и день внеочередных президентских выборов в Абхазии, на которых предсказуемо победил Рауль Хаджимба – лидер оппозиции, вынудившей Александра Анкваба покинуть пост главы республики. Каковы приоритеты четвёртого руководителя страны Апсны в области внутренней политики и экономического развития? Какими будут его первые внешнеполитические шаги?

Магические четвёрки Хаджимбы

Итак, лидер оппозиционной партии «Форум народного единства Абхазии» Рауль Хаджимба стал четвёртым президентом страны, набрав 50,60% голосов избирателей (за него проголосовало 50 586 чел.). От второго тура выборов его спасли каких-то полтысячи голосов, обеспечив минимально необходимый перевес в 50%+1 голос. Примечательно, что Хаджимба добился победы с четвёртой попытки. Ранее он трижды проигрывал в президентских гонках: два раза Сергею Багапшу и один Александру Анквабу. 

Всего за кресло президента Абхазии боролись четыре кандидата. Главным конкурентом Хаджимбы был Аслан Бжания – исполняющий обязанности руководителя Службы безопасности республики и протеже смещённого Анкваба. Бжанию поддержали почти 36% избирателей, что свидетельствует о значительном уровне народных симпатий к проигравшей «старой гвардии». Это должно предостеречь президента от полного игнорирования интересов проигравшего клана и недооценки его сил. 

Явка на выборах была довольно высокой и составила 70%. Из почти 143 тысяч внесённых в списки проголосовали около 100 тысяч избирателей. В Абхазии развернули 154 избирательных участка, ещё три открылись за пределами республики (в Москве, Черкесске и Стамбуле). К участию в голосовании не допустили около 23 тысяч жителей Гальского и Ткварчельского районов – в основном этнических грузин и мегрелов, подозреваемых во владении грузинским гражданством (абхазское законодательство запрещает второе гражданство, за исключением российского). 

За ходом президентских выборов следили наблюдатели из ряда стран ближнего и дальнего зарубежья. Это представители Армении, Болгарии, Бразилии, Венесуэлы, Германии, Индии, Италии, Китая, Литвы, Люксембурга, Науру, России, Сан-Марино, Украины, Финляндии, Франции, Чехии и Японии. Также присутствовали делегации наблюдателей из Донецкой народной республики, Нагорного Карабаха, Приднестровья и Южной Осетии. 

Внутреннее и международное признание выборов

Никаких серьёзных нарушений в ходе голосования Центризбирком Абхазии не зафиксировал. Сообщалось о поступлении только одного заявления и одной жалобы, которые, впрочем, не могли повлиять на исход голосования. Некоторые в шутку говорили, что предотвратить фальсификации помогло ноу-хау – нанесение на ногти избирателей специальной нестирающейся маркировки во избежание многократного голосования (иными словами «карусели»).

Как бы там ни было, выборы действительно состоялись. Эксперты констатируют, что внешнего влияния на них практически не было. С этим трудно не согласиться. Абхазы вправду самостоятельно выбирали руководителя своей страны, дав фору многим крупным и влиятельным государствам мира.

Симптоматично, что все три конкурента Рауля Хаджимбы без замедления признали его победу. С победой его поздравила и ветеранская партия «Амцахара», считающаяся лояльной Анквабу. 

В международном сообществе реакция на абхазские выборы была в целом предсказуемой. Нового руководителя Абхазии поздравили с победой президент России Владимир Путин и Южной Осетии Леонид Тибилов. Делегации наблюдателей от Госдумы и Совета Федерации РФ в своём совместном заявлении назвали выборы в Абхазии соответствующими национальному законодательству и «основным общепризнанным демократическим принципам и нормам организации и проведения свободных и справедливых выборов». 

В Тбилиси в свойственной манере призвали международное сообщество осудить эти выборы как незаконные и подтвердить приверженность суверенитету и территориальной целостности Грузии. Украина, Азербайджан, Румыния, Польша, Евросоюз, НАТО и США вняли просьбе Тбилиси и заявили о непризнании абхазских выборов и в целом Абхазии как государства. 

На фоне чёткого разделения позиций России и Запада с его марионетками двойственно выглядела позиция Турции. Ещё 21 августа посол Турции в Грузии Левент Гурмукчу распространил в СМИ комментарий, в котором утверждал о последовательной поддержке Анкарой суверенитета и территориальной целостности Грузии и непризнании предстоящих президентских выборов в Абхазии. Турецким ведомствам дипломат порекомендовал не выдавать разрешения на открытие абхазских избирательных участков. 

Несмотря на это в Стамбуле такой участок открылся. Правда, спустя какое-то время туда прибыли турецкие полицейские, и, ссылаясь на сообщение о заложенном в здании взрывном устройстве, приостановили голосование. Не обнаружив взрывчатки, правоохранители наложили арест на урну с бюллетенями и изъяли её (успели проголосовать лишь 420 человек). В свою очередь, Федерация абхазских культурных центров Турции подала в Стамбульский азиатский мировой суд иск на действия полиции и, как сообщил полпред Абхазии в Турции Инар Гицба, они были признаны незаконными. 

К слову, помимо Турции зарубежные избирательные участки были открыты лишь в России. Но Москва, в отличие от Анкары, официально признала независимость Республики Абхазия. 

Политическая реформа и экономические преобразования

Первоочередной задачей Рауля Хаджимбы на президентском посту, без сомнения, станет попытка разобраться с теми проблемами, что появились либо усугубились в период правления Александра Анкваба. Бывшего главу республики обвиняли в узурпировании власти и авторитарном стиле управления, урезании полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, а также в нецелевом использовании российской помощи, увеличении расходов на содержание госаппарата, росте коррупции и безработицы. 

Лозунг об искоренении коррупции оставим в стороне, отметим только, что сложно найти более популистскую цель с весьма спорной перспективой её достижения. На других аспектах остановимся подробнее.

Прежде всего, Хаджимба планирует перераспределить полномочия между ветвями власти, забрав их часть у президента и передав правительству с парламентом. Последний, по мнению абхазского лидера, должен избираться не по мажоритарной системе, как сейчас, а по смешанной или пропорциональной. Также новый президент считает нужным провести децентрализацию власти, в результате которой главы местных администраций будут избираться, а не назначаться. 

Кроме того, Абхазия остро нуждается в определённой экономической перестройке. Бюджетообразующими отраслями для республики могли бы стать сельское хозяйство и туризм, но после развала Советского Союза и войны 1992-1993 гг. агросектор и туристическая инфраструктура находятся в глубоком упадке. Серьёзное препятствие для экономического оздоровления Абхазии представляет непризнание большинством государств мира, что закрывает для республики выход на мировой рынок. В свою очередь, Р. Хаджимба осторожно допускал, что в условиях наличия ограничений на ввоз продуктов питания из стран Запада в Россию Абхазия при разумной аграрной политике бы могла занять на рынке северного соседа определённую нишу. Если он сказал это не просто ради «красного словца», то непременно займётся реализацией этой разумной сельскохозяйственной политики.

Также Хаджимба намерен инициировать расследование о хищениях российских дотаций предыдущей абхазской властью. Теоретически это не исключает возбуждения уголовных дел в отношении экс-президента Анкваба, бывшего премьер-министра Лакербая и других членов предыдущей правящей группы. 

Важным представляется обещание новоизбранного президента решить вопрос доступа к недвижимости в Абхазии, которую законодательство запрещает продавать в частную собственность иностранцам. «Сейчас прорабатывается закон, который будет регламентировать порядок работы с недвижимостью. Должен быть создан нормальный рынок недвижимости. И никаких запретов на этом рынке быть не может. Но необходимо создать механизмы для его регулирования», – пояснял Хаджимба в одном из интервью за несколько дней до выборов. Примерно в то же время стало известно о планах Народного Собрания Абхазии по принятию закона, разрешающего гражданам России приобретать жильё в новостройках ряда городов и районов республики.

Отношения с Россией: стратегическое партнёрство, но не слияние

Обозреватели обращают внимание на сходство предвыборных программ всех четырёх кандидатов в президенты Абхазии. Наиболее отчётливо это сходство проявляется в их взглядах на отношения с Россией. В этой связи следует напомнить, что Абхазия относится к когорте тех де-факто государств, в которых выход на первые роли противников или даже скептиков пророссийского курса практически невозможен. Естественно, все претенденты на президентский трон выступали за тесные союзнические отношения с Москвой, осознавая её роль единственного и незаменимого гаранта государственного суверенитета и национальной безопасности Абхазии. 

Но гораздо интереснее другое: никто из четырёх политиков не настаивал на вхождении Абхазии в состав РФ, тогда как в истеблишменте Южной Осетии идея слияния достаточно популярна. 

Рауль Хаджимба в вопросе построения отношений с Россией демонстрирует полную преемственность традиционной формуле Ардзинбы-Багапша-Анкваба, заключающейся в безальтернативности тесного союза при незыблемости суверенитета Абхазии. В интервью 26 августа он заявил следующее: «Я предупреждаю всех тех, кто ждёт неких каких-то действий, о которых так много говорят, о том, что Абхазия чуть ли не готова вступить в состав РФ – всё это враньё». По мнению четвёртого президента, Россия будет способствовать становлению суверенитета Абхазии на политической арене.

Стремление ограничить влияние России объясняется главным образом страхами абхазской политической и экономической элиты лишиться безраздельной власти на своей вотчине. Однако для Сухума дело осложняется необходимостью поиска баланса между жизненно важной финансовой поддержкой России и недопущением превращения республики в объект российской экономической экспансии. Кстати, бюджет Абхазии чуть ли не на две трети состоит из российской финансовой помощи, хотя она активно разворовывается. 

Собственно, Россия и сама вовсе не горит желанием принимать в свой состав Страну Души. Для прекращения всех домыслов и кривотолков пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков ещё 29 мая заявил, что вопрос вхождения Абхазии в состав РФ не ставится. Действительно, с точки зрения международно-политических последствий, нагрузки на бюджет и перспектив полного сворачивания сотрудничества с Грузией Москва в этом не заинтересована. Вместе с тем нахождению Абхазии в сфере геополитического притяжения России нет альтернатив. 

По всей видимости, Р. Хаджимба это хорошо понимает. Его приоритеты: интенсивная интеграция Абхазии в евразийские экономические структуры, повышение прозрачности границы с РФ и расширение сотрудничества с ней в оборонной и экономической сферах.

Глава Абхазии предлагает заключить новый базовый двусторонний договор о сотрудничестве с Россией. Буквально на днях он сообщил, что договор может быть подписан до конца текущего года. Тема заключения нового соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи обсуждалась на встрече Рауля Хаджимбы с Владимиром Путинным 27 августа в Ново-Огарёво. Как поведал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, проект документа предусматривает создание «единого внешнего контура обороны», что позволит увеличить проницаемость российско-абхазской границы.
Рауль Хаджимба и Владимир Путин в Ново-Огарёво

Грузинский тупик и «сквозная» железная дорога

Нынешняя власть Грузии, в отличие от одиозного Михаила Саакашвили, не рассматривает вариант силового возвращения Абхазии и Южной Осетии в свой состав. Это уже позитив, но это вовсе не означает того, что в Тбилиси отказались от идеи реинтеграции отколовшихся республик. Есть основания полагать, что Грузия рассчитывает привлечь Абхазию и Южную Осетию евроинтеграционным пряником. В частности, в Тбилиси надеются убедить абхазов и осетин в выгодах европейского пути, следовать которому можно только вместе с Грузией. 

По этому поводу грузинский министр по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закарейшвили сказал: «Любой формат, который будет создан для управления этой территорией, мы готовы в этом формате общаться и, соответственно, максимально стараться, чтобы заинтересовать абхазское население альтернативой российскому присутствию в Абхазии, это, конечно, европейская интеграция, демократическая Грузия». Однако, по мнению новоизбранного президента Абхазии, убеждать страну присоединиться к Грузии бессмысленно.

Определённые позитивные надежды подало заявление премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили по случаю начала вооружённого конфликта 1992-1993 гг. с Абхазией. В нём говорится о готовности к примирению с абхазами и построению с ними отношений «с чистого листа» и с учётом их интересов. Однако в качестве предварительного условия для начала диалога Тбилиси неизменно ставит достижение договорённости с Россией о выводе из Абхазии и ЮО её войск и отзыве российского признания независимости двух республик. Абхазия же занимает диаметрально противоположную позицию. Как сказал на днях Р. Хаджимба, «для расширения переговоров Грузия, прежде всего, должна признать Абхазию и подписать документ о неприменении силы». В общем, никакого движения в сторону подлинного и долгожданного грузино-абхазского примирения не произошло.

Дополнительная проблема состоит в том, что Грузия рассматривает своё недавнее присоединение к ассоциации и Зоне свободной торговли с Евросоюзом как стимул для вовлечения в свою орбиту двух частично признанных республик. Напротив, Абхазия и ЮО, чётко сориентированные на евразийский интеграционный проект, видят в евроассоциации Грузии появление новой разделительной линии с ней. Другими словами, Тбилиси и Сухум с Цхинвалом выбрали на геоэкономической развилке разные пути.

Важное место в абхазской (и не только) повестке дня занимает вопрос возобновления железнодорожного сообщения между Россией и Грузией через территорию Абхазии. Запуск этой магистрали представляет огромный интерес и для Армении с Ираном, открывая для них прямой транспортный выход на Россию. 

Предыдущие абхазские руководства предпочитали замалчивать эту тему, опасаясь, что восстановление транзитного железнодорожного сообщения между Россией и Грузией упрочит грузинское влияние в Абхазии. Новый абхазский президент выступает за функционирование «сквозной» железной дороги, но с определёнными оговорками. «Я знаю, что идут определённые консультации с российской и грузинской сторонами на предмет решения проблем транзитных движений через нашу территорию, но никому не стоит забывать, что мы также являемся стороной в этом переговорном процессе – предупредил Хаджимба. – И пока с нами не будут говорить, решения этой проблемы не будет. Железная дорога – это наша собственность, и мы будем определять её будущее. А так, мы сторонники того, чтобы она функционировала, мы получали бы за эти передвижения грузов соответствующие дивиденды, нам это выгодно». 

Турция будет наращивать влияние в Абхазии?

Держава Ататюрка относится к числу тех государств, у которых есть в Абхазии определённые интересы и инструменты для их продвижения. Во-первых, в Турции проживает абхазская диаспора, небезразличная к обстановке и судьбе своей исторической родины. По различным данным, она насчитывает от 150 тысяч до миллиона человек, хотя граждан Абхазии среди них всего 1,4 тысячи. Во-вторых, реализуемая турецким правительством политика неоосманизма прочно сохраняет Абхазию в поле зрения Анкары. Вдобавок ко всему Турция обладает достаточно сильным влиянием на структуры абхазского мусульманского духовенства, а через них и на абхазов-мусульман, составляющих около 15% населения кавказской республики. Существуют и реализуются мелкие бизнес-проекты турецких предпринимателей в Абхазии.


Грузинский политолог Александр Чачия полагает, что с приходом на президентский пост Рауля Хаджимбы турецкое влияние в Абхазии усилится. Он обращает внимание, что в парламенте Турции звучало предложение признать абхазские паспорта для обеспечения беспрепятственного посещения страны гражданами Абхазии. По словам эксперта, если турецкое правительство решит серьёзно заняться переселением этнических абхазов из Турции на историческую родину и обеспечит им экономическую поддержку, то «несколько десятков тысяч таких людей в маленькой Абхазии кардинально поменяет не только демографическую, но и геополитическую ситуацию». 

Возможно, господин Чачия умышленно «сгущает краски». Но не исключено, что в его предположениях содержится крупное зерно истины. 

Установление контактов с ДНР

На своей первой пресс-конференции после победы в выборах Рауль Хаджимба пообещал рассмотреть вопрос признания самопровозглашённых Донецкой и Луганской народных республик. «Если такое обращение с их стороны будет – будем думать, рассматривать этот вопрос», – сказал он. Между тем официальное обращение с просьбой о признании своей независимости ДНР направила Абхазии, а также Приднестровью, ещё в первой декаде июля. Ещё в июне с аналогичной просьбой к Абхазии и ещё 14 государствам мира обратилась ЛНР. На сегодняшний день эти призывы услышала только Южная Осетия, официально признав две народные республики. 

Тем не менее контакты, налаженные представителями ДНР во время президентских выборов в Абхазии, закладывают фундамент для установления официальных дипломатических связей Сухума и Донецка в будущем. Так, председатель правительства Донецкой республики Александр Захарченко поздравил по телефону Рауля Хаджимбу с победой, получив взамен приглашение посетить Сухум с официальным рабочим визитом. Вполне допустимо, что к такому визиту и будет приурочено дипломатическое признание Абхазией ДНР.

***

У нового президента Абхазии и его «команды победителей» самое сложное ещё впереди. Избиратели будут ждать от них эффективного и оперативного решения проблем, доставшихся в наследство от предыдущей власти. А если Хаджимба и Ко не будут справляться или «забьют» на свои обещания, нынешние аутсайдеры-оппоненты не преминут напомнить о себе. И как знать, не попытаются ли они взять реванш.

Кирилл Губа, политический обозреватель.
Источник: Новоросс.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий