понедельник, 22 сентября 2014 г.

Закон об «особом статусе» Донбасса как «ловушка для дурака»

Помните фильм «Высокий блондин в черном ботинке» с Пьером Ришаром в главной роли? По сюжету ничего не подозревающий скрипач Франсуа Перрен становится пешкой в запутанной многоходовой борьбе двух высокопоставленных сотрудников контрразведки – полковника Тулуза и его заместителя Милана. Первый искусно выдает музыканта за секретного суперагента, а второй ведется на это и только перед смертью узнает, что суперагент-скрипач всего лишь «ловушка для дурака».
Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» – такая же «ловушка для дурака». А дураками Киев считает ДНР и ЛНР. Попытаюсь обосновать.

Первое. Закон не предусматривает наделения Донецкой и Луганской областей особым политико-административным статусом. Попытки представить закон как механизм придания областям чуть ли ни полномочий федерального субъекта совершенно беспочвенны. Более того, из текста документа следует, что особый режим самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей вводится временно, на три года с целью создания условий для нормализации обстановки и т.д. А дальше неизвестность. Причем даже на трехлетний период нет никакой страховки от того, что украинский парламент внезапно не аннулирует закон. 

Второе. Действие закона распространяется не на всю территорию Донецкой и Луганской областей в их административных границах, а лишь на районы, находящиеся под контролем сил ополчения. Это означает искусственное разделение Донбасского региона. А для чего нужно разделять отлично знали еще древние римляне. 

Третье. Закон больше похож на ультиматум Киева ополченцам, чем на подлинный компромисс. В подготовке документа не участвовали представители второй стороны переговорного процесса – самопровозглашенных народных республик. Киев попросту поставил ДНР и ЛНР перед фактом его принятия. При этом украинская власть через свои средства массовой пропаганды изображает подписи «сепаратистов» под 12-шаговым Минским протоколом как их согласие с введением данного закона. В действительности же нет сомнений, что переговорщики от самопровозглашенных республик согласились с наличием этого пункта в протоколе только ради восстановления мира – этой главной и пока несбыточной цели. 

Четвертое. Прописанные в законе возможности и гарантии для органов местного самоуправления в отдельных районах Донбасса весят значительно меньше тех уступок, которых киевские власти требуют от ополчения. А это, ни много ни мало, отказ от идеи независимости и самоустранение. 

Пятое. Закон об особом порядке самоуправления не дает Донбассу инструментов влияния на процесс принятия Украиной общегосударственных решений в принципиально важных для региона вопросах. Например, документ не в силах остановить процесс углубления сотрудничества Украины с НАТО, отменить ассоциацию с Евросоюзом и наладить тесные кооперационные связи с Российской Федерацией. В вопросе русского языка закон тоже не предусматривает никаких новых уступок. Фактически, он гарантирует исполнение норм уже существующего закона «Об основах государственной языковой политики», призванного обеспечивать свободное использование русского языка во всех сферах жизни граждан. О придании русскому официального статуса в Донбассе там речи не идет. 

***

В Киеве (и Вашингтоне) уже написали для Донбасса «радужный» сценарий будущего и ждут от ДНР и ЛНР его принятия, а по сути капитуляции. Но в ситуации предсказуемого несоблюдения условий Минского перемирия Донецк и Луганск не согласны на роль тех дураков, ловушкой для которых является закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донбасса». Он может быть только базисом для продолжения переговорного процесса, считают руководители народных республик.

Кирилл Губа, крымский политолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий