вторник, 8 июля 2014 г.

Евроколониальный приговор Украине: что дальше?

27 июня на саммите Европейского союза в Брюсселе была подписана экономическая часть Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, предусматривающая создание глубокой и всеобъемлющей Зоны свободной торговли (ГВЗСТ). Это событие, однако, не стало поворотным моментом для Украины. Неизбежность её вступления в европейскую кабалу была очевидной гораздо раньше – с тех пор, как путчисты свергли Януковича. Нынешнее соглашение лишь оформило де-юре превращение Украины в геополитический буфер, рынок сбыта, аграрно-сырьевой придаток и источник дешёвой рабочей силы для Евросоюза. Кроме того страна обрела «счастье» стать полигоном для всякого рода опасных экспериментов: начиная с превращения в отстойник для нелегальных иммигрантов и беженцев, прорывающихся в ЕС или выдворенных оттуда, кончая созданием кладбища ядерных отходов.

Договор должен вступить в силу осенью, после ратификации Верховной Радой Украины, Европарламентом и Советом Евросоюза. Окончательно же он начнёт действовать только после одобрения парламентами всех стран ЕС, что может занять не менее двух лет.

Без перспективы членства

На брюссельском саммите так называемый украинский президент Пётр Порошенко не упустил возможности сделать ряд громких заявлений в присутствии лидеров Евросоюза. 

Он с пафосом изрёк, что заключение соглашения об ассоциации – это второе важнейшее событие в истории Украины после обретения независимости. И пообещал, что этот шаг Киева надолго запомнят все жители Украины, включая крымчан. С крымчанами Порошенко явно «перегнул», ну а жителям Украины подписание ассоциативного договора с ЕС действительно запомнится. Как зловещая цель, ради достижения которой была провёрнута спецоперация «майдан 2.0», погрузившая страну в кровопролитную гражданскую войну. 

Помимо этого украинский «гарант» затронул наболевшую проблему членства в Евросоюзе. Заявив, что подписывая Соглашение об ассоциации, Украина как европейское государство демонстрирует своё намерение вступить в ЕС, Порошенко укорил Брюссель за нежелание объявить о готовности принять Украину. «Это заявление не стоило бы Евросоюзу ничего, а для Украины значило бы так много», – с сожалением сказал украинский «президент», сославшись на 49-ю статью Лиссабонского договора, по которому каждое европейское государство имеет право подать заявку на вступление в сообщество. 

Слова украинского руководителя прокомментировала канцлер Германии Ангела Меркель. «Мы слышали заявление Украины, но этот вопрос детально не обсуждался», – заявила она журналистам на брифинге. Меркель признала, что «каждая страна может подать заявку» на вступление в Евросоюз. «Но другой вопрос – способность ЕС принимать новые страны», – добавила немецкий канцлер. 

Еврочиновники предпочли не подпитывать иллюзии украинской политической элиты, сулившей своим гражданам «молочные реки и кисельные берега» в Евросоюзе. В торжественных речах руководства Евросоюза рефреном звучал посыл о том, что заключение соглашения – это лишь начало большого и трудного пути, преодолевать который Украине придётся десятилетия. Говорилось о грядущем открытии европейского рынка для украинских товаров, об установлении безвизового режима, но никак ни о перспективе вступления «неньки» в ЕС. Об этом нет ни слова и в объёмном тексте соглашения об ассоциации. 

«На данной стадии мы не можем спекулировать о статусе кандидата. Мы только подписали соглашение об ассоциации, его нужно ратифицировать, должно быть предварительное применение, должны быть проведены реформы, через эти реформы Украина покажет, насколько сильны её европейские устремления», – сказал комиссар Евросоюза по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле. Иными словами, в краткосрочном и среднесрочном будущем Брюссель не планирует предоставлять Киеву статус кандидата на членство в евросообществе.

Подлинная причина этого видится в том, что для ЕС и США главное не принять Украину в «европейскую семью», а отсечь от России с целью предотвращения возможного её присоединения к евразийскому интеграционному проекту. Поэтому Брюссель с Вашингтоном и добиваются промышленно-экономического отрыва Украины от России, прекращения их кооперации. Надо признать, у европейцев и американцев это получается.

Эмбарго для Крыма как проявление глупости Евросоюза

По словам П. Порошенко, соглашение об ассоциации с Евросоюзом распространяется на всю территорию Украины, включая Крым. Естественно, о невозможности этого заявили в Москве, но важно другое. Незадолго до дня подписания соглашения ЕС запретил импорт продукции крымских предприятий на свою территорию (за исключением продукции, сертифицированной украинскими властями). «С 25 июня товары из Крыма и Севастополя не могут быть импортированы в Европейский союз. В дополнение к этому будет запрещено предоставлять услуги финансирования и страхования, связанные с импортом таких товаров», – отмечается в соответствующем коммюнике Евросовета. 

Учитывая российскую принадлежность Крыма этот шаг ЕС можно расценивать как начало ввода третьей ступени санкций против России, затрагивающих финансовый, оборонно-промышленный и энергетический сектора её экономики. Но в данном случае удивляет даже не это, а глупость и близорукость подобных поступков Брюсселя. Вместо того чтоб попытаться переманить крымских предпринимателей на свою сторону, например, посулив им преференции в рамках предоставленных Украине квот на поставки той или иной продукции на еврорынки, Крыму устроили показательную порку. Фактически, со стороны Евросоюза такой шаг стал лишним свидетельством всамделишного признания российского статуса Крыма. Или как иначе воспринимать то, что Брюссель вводит ограничения против одного из «украинских регионов», на который сам Порошенко громогласно распространил действие соглашения об ассоциации?

Брюссельский ультиматум для России и фиговый листок «перемирия»

На той же брюссельской встрече 27-28 июня ЕС поставил России своего рода ультиматум, дав время до понедельника 30 июня для принятия ряда шагов по деэскалации ситуации на Юго-Востоке. «Европейский Совет ожидает, что к понедельнику 30 июня будут предприняты следующие шаги: согласовать механизм контроля за прекращением огня и эффективного контроля над границей при мониторинге ОБСЕ, возвращение украинским властям трёх пограничных пунктов (Изварино, Должанский, Краснопартизанск), освобождение заложников, включая всех наблюдателей ОБСЕ, запуск основательных переговоров по применению мирного плана президента Порошенко», – отмечается в заявлении Евросовета по Украине. В случае неповиновения Брюссель пригрозил Москве в любое время собрать Евросовет для обсуждения ввода новых санкций против РФ, которые уже подготовлены. 

С наступлением 1 июля ЕС решил занять выжидательную позицию, пояснив это неопределённостью ситуации в урегулировании конфликта на востоке Украины. В Евросоюзе не могут ни понимать, что пугать Россию санкциями и непосредственно вводить их – две большие разницы. 

Кстати, пятница 27 июня стала не только решающим днём саммита ЕС в бельгийской столице. На этот день пришлось окончание срока объявленного П. Порошенко т.н. перемирия на Юго-Востоке и его продление ещё на три дня. Отказ Киева вновь продлить и без того фальшивый режим прекращения огня после 30 июня подтвердил подозрения о том, что единственной целью его «мирного плана» было продемонстрировать западным кураторам, что в Украине «всё в порядке» и она готова к заключению экономического блока Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Именно этой точки зрения придерживается советник президента РФ Сергей Глазьев, о чём можно сделать вывод из его выступления на круглом столе «Программы первоочередных действий правительств Донецкой и Луганской народных республик», прошедшем в канун подписания соглашения об ассоциации. «Порошенко объявил перемирие только для того, чтобы прилично выглядеть на встрече с лидерами Европейского союза. Как известно, он хочет лишить Украину национального суверенитета и планирует подписать Ассоциацию с ЕС. Но для того, чтобы Европа не пугалась этого «нацистского Франкенштейна», которого они сами породили, он пытается сделать вид, что конфликт идёт на спад, и он готов к мирным переговорам, и активно их ведёт, хотя на самом деле он их ведёт с позиции ультиматума, с позиции силы…», – считает эксперт.

Глазьев напомнил: «Мы это уже проходили в 1938 году – те же страны, другие, правда, лидеры, подписали мирное соглашение в Мюнхене с Гитлером, признали его право на геноцид в отношении чехов, и чем это всё закончилось, мы прекрасно знаем. Теперь европейские лидеры, подписывая соглашение об Ассоциации с Порошенко, фактически признают право украинских нацистов на геноцид русского населения в Восточной Украине, то есть фактически они повторяют своих мюнхенских предшественников».

И слова украинского «гаранта» в интервью французской газете «Le Figaro» о том, что «мы никогда не вернём эти регионы военным путём» не должны никого вводить в заблуждение, ибо являются всего лишь дымовой завесой. 

Спорная победа ЕС и особая позиция Юго-Востока

Окончательное подписание Соглашения об ассоциации и ЗСТ Украины с Евросоюзом позволило некоторым обозревателям объявить июньский саммит геополитической победой Запада над Россией. Но не будем торопиться с выводами, ведь ещё неизвестно, какой будет экономическая ситуация в евроассоциированной Украине в ближайшие годы. Прогнозы здесь, увы, очень неутешительные. 

По расчётам, приведённым в экспертном докладе «Тупик борьбы интеграций в Европе», Украина в годовом исчислении будет терять около 33 млрд. долл., или 19% ВВП за 2013 год. Это произойдёт в результате снижения экспортной выручки, инвестиций, миграционных доходов Украины, повышения цен на газ, сокращения трубопроводного и другого транзита через украинскую территорию, сворачивания кооперационных связей и т.д. 

Остаётся насущным и вопрос о том, какая Украина стала ассоциированным членом ЕС: обладающая Донбассом или нет? 

Для последнего условия Соглашение об ассоциации Украина-ЕС рисует очень мрачные социально-экономические перспективы. Продукция крупных заводов и шахт региона совершенно не нужна на рынках Евросоюза. Плюс ко всему данные предприятия – крупный потребитель энергоресурсов, с которыми у Киева большая проблема. В связи с ожидаемым прекращением действия условий зоны свободной торговли СНГ между Россией и Украиной поставлять продукцию Юго-Востока на российский рынок станет вовсе проблематично. В общем, в евроассоциированной Украине промышленность Донбасса (и не только его) обречена на умирание. 

В Донецкой и Луганской народных республиках всё это отлично понимают. Потому и выносят на повестку дня вопросы выхода из законодательного поля Украины и интеграции в Таможенный союз. За предоставление Юго-Востоку права самостоятельно решать вопрос о векторе своей экономической интеграции выступает ранее упомянутый Сергей Глазьев. В частности, он предлагает вынести Донбасс за скобки украинско-еэсовской зоны свободной торговли подобно тому, как Гренландия, являющаяся частью Дании, не входит вместе с ней в еврозону.

Трёхсторонние консультации с Россией: постфактум, но факт

Версии о полном и безоговорочном триумфе Запада на Украине подтачивает и такой любопытный момент как технические переговоры в формате ЕС-Украина-Россия. Они призваны снять проблемы в российско-украинском торговом сотрудничестве в связи со вступлением Украины в экономическое поле Евросоюза. Экспертные консультации РФ-ЕС-Украина уже состоялись в преддверии подписания соглашений об ассоциации, а первый раунд переговоров на уровне министров экономики намечен на 11 июля. 

«Торговая часть (соглашения – авт.) не сразу будет действовать. Вначале состоятся технические переговоры с участием России, Еврокомиссии и Украины, все участники заявили о своей готовности к этому», – рассказала канцлер Германии Ангела Меркель журналистам по итогам саммита ЕС.

Впрочем, переговоры будут носить скорее формальный характер, т.к. не предусматривают внесения поправок в Соглашение об ассоциации, а затронут лишь формы имплементации отдельных положений документа, волнующих российскую сторону. К тому же, такие обсуждения целесообразнее было бы проводить до заключения соглашения об ассоциации, а не постфактум. 

Однако если оглянуться немного назад, то мы увидим, что именно нежелание Брюсселя обсуждать с Россией проблематику евроассоциации Украины привело, в конечном счёте, к рациональному решению правительства Азарова-Януковича о приостановлении подготовки к подписанию договора. В свою очередь, реакция Запада на это была известной и оформилась в виде организации государственного переворота, следствием которого стало вхождение Крыма в Россию, одесская трагедия и кровопролитное вооружённое противостояние украинских карателей с ополченцами провозглашённых на востоке страны ДНР и ЛНР. 

Последствия ассоциации

Реакция на предстоящее обнуление Украиной пошлин на импорт продукции из ЕС, вытекающее из Соглашения об ассоциации, стала одной из главных тем обсуждения на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), состоявшемся 23 июня в Сочи. Впрочем, окончательной договорённости о согласованном введении таможенных ограничений Москва, Минск и Астана не достигли, условившись действовать по обстановке. 

Накануне саммита Евросоюза министерство иностранных дел РФ обнародовало комментарий, в котором предупреждалось, что договоры об ассоциации и ЗСТ Евросоюза с Украиной, а также с Грузией и Молдовой могут пагубно отразиться на экономике России. «Мы по-прежнему считаем, что заключение соглашений об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией способно навредить российской экономике в результате разрыва кооперационных и сокращения торгово-экономических отношений с нашими соседями», – отметили во внешнеполитическом ведомстве. 

Россия в соответствие с приложением 6 к Договору о ЗСТ в рамках СНГ имеет право в одностороннем порядке повысить размер ввозной пошлины на продукцию из Украины до уровня режима наибольшего благоприятствования, общепринятого в ВТО. Это означает, что ввозные пошлины для Украины вырастут с нуля до уровня, предусмотренного соглашением РФ и ВТО – 7,7%. Это неминуемо приведёт к постепенной потере главных и незаменимых рынков сбыта украинской продукции с высокой степенью переработки – стран Таможенного союза. 

Большие сложности возникнут и с проникновением украинской продукции на рынки стран ЕС. В соответствие с соглашением об ассоциации Украина обязуется ввести около 350 технических регламентов в сфере торговли, таможенных процедур, контроля за продукцией и экологической безопасности; провести экономическую реформу и многие другие процедуры, которые займут не менее 10 лет. И только те украинские производители, кто найдёт деньги и сумеет быстро перестроиться, получат хотя бы шанс начать продажи своей продукции на европейском рынке. Остальные, и таких окажется большинство, не смогут адаптироваться к европейским требованиям и будут вынуждены закрыться. 

Как заявил в середине июня глава представительства ЕС в Украине Ян Томбинский на встрече с украинскими бизнесменами: «Не стоит думать, что рынок ЕС ждёт украинскую продукцию с распростёртыми объятиями, но следует понимать, что это очень богатый рынок в полмиллиарда потребителей, составляющий 23-24 процента мирового ВВП». Следует понимать и то, что этот рынок уже давно и чётко поделен, о чём представитель ЕС предпочёл не упоминать. Не скажут европейские руководители и о том, что украинские производители рискуют оказаться задавленными европейскими конкурентами на собственном национальном рынке, куда хлынет более дешёвая европейская продукция.

Что касается суверенитета Украины, то его серьёзно ограничат совместные с ЕС надгосударственные исполнительные органы – Совет ассоциации и Комитет ассоциации. Создание этих органов предусмотрено соглашением об ассоциации, а их полномочия будут довольно существенны. Фактически, без их отмашки принятие ключевых решений в политико-экономической жизни Украины станет невозможным. Сам же Киев не получит никаких реальных инструментов для влияния на решения Брюсселя, хотя они будут распространяться на Украину. Ей остаётся только наблюдать и пытаться приспособиться.

Кирилл Губа, политический обозреватель
Источник: Новоросс.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий