пятница, 18 июля 2014 г.

Молдавия и Грузия на пути в ЕС: зона и сплошные ассоциации

Тема подписания Молдавией и Грузией соглашений об ассоциации с Европейским союзом осталась на обочине международного внимания, тогда как в его центре продолжает оставаться конфликт на Украине. Несмотря на неизмеримо большее значение украинского вопроса, окончательный переход двух небольших государств в сферу преобладающего влияния ЕС тоже непременно скажется на обстановке в Евразии.

Само заключение Кишинёвом и Тбилиси договоров о политической ассоциации и зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом 27 июня не было неожиданностью. Они парафировали эти документы ещё на вильнюсском саммите «Восточного партнёрства», ознаменовавшемся решением Януковича отложить подписание соглашения. Наступившая затем украинская смута, воссоединение Крыма с Россией и боевые действия в Новороссии побудили Брюссель передвинуть сроки окончательного подписания соглашений об ассоциации с Грузией и Республикой Молдова с сентября на июнь.

Вступления в ЕС не ждите

Столь масштабное расширение зоны экономического и политического контроля Европейского союза вывело на поверхность фундаментальное расхождение во взглядах Брюсселя и стран-«ассоциантов» на их будущее. 

«… я надеюсь, что скоро Грузия станет полноценным членом европейской семьи – Европейского союза», – заявил на «историческом» брюссельском саммите премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили. Однако ранее сам председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу поставил жирный крест на этой «грузинской мечте». Он сказал: «Грузия не вступит в Евросоюз, это невозможно». 

Кишинёв в своих иллюзиях относительно вступления в ЕС пошёл ещё дальше. На следующий день после заключения СА глава молдавского правительства Юрий Лянкэ объявил, что республика собирается подать заявку на членство в ЕС во второй половине 2015 года. Следующей ступенькой евроинтеграции Молдавии провозглашено приобретение статуса страны-кандидата в члены Евросоюза. Впрочем, у страны имеются определённые шансы войти в Евросоюз. Наиболее короткая дорога к этому – слияние с Румынией, которая является периферийным членом евросообщества и мечтает втянуть в своё лоно левобережье Прута. Собственно, этот сценарий сейчас и воплощается, хотя он чреват войной с Приднестровьем и дестабилизацией Гагаузии. 

В то время как грузинские и молдавские правители обещают своим гражданам «золотые горы» в составе ЕС, еврочиновники более сдержаны и туманны в своих заявлениях. «Мы осведомлены о европейском выборе этих стран, и хотим подчеркнуть: подписание соглашений – это не финальный момент, а начало европейского пути», – сказал Ж. Баррозу. И что будет ждать Грузию и Молдавию на финише этого маршрута – точно неизвестно. Впрочем, можно попробовать догадаться: превращение в рынки сбыта и поставщика дешёвых трудовых ресурсов для ЕС. Во всяком случае, чёткой перспективы членства Брюссель не обещает. Не упоминается о ней и в объёмных текстах соглашений об ассоциации и ЗСТ.

Зато в руководящих структурах ЕС любят повторять, что перед молдаванами, украинцами и грузинами откроется гигантский европейский рынок с 500 млн. потребителей и совокупным ВВП в 16 трлн. долларов. Правда, брюссельские «доброжелатели» предпочитают не задумываться о том, как товаропроизводителям ассоциирующихся государств продвигать свои товары на рынки СНГ в условиях грядущего поднятия ввозных пошлин и как им под нажимом европейских конкурентов сохранить имеющиеся позиции на внутренних рынках. 

Сулят ассоциантам и безвизовый режим с Евросоюзом. Граждане Республики Молдова уже получили право на короткие безвизовые поездки в Евросоюз (90 дней), хотя это не несёт абсолютно никаких выгод для трудовых мигрантов, будучи рассчитано в основном на туристов. В общем, приятная мелочь или подачка – кому как больше нравится.

Молдавия первой проверит защитные меры России

Ещё накануне саммита в бельгийской столице министр иностранных дел Сергей Лавров предупредил, что в случае негативного воздействия соглашений об ассоциации трёх стран с Евросоюзом Москва может принять «защитные меры в соответствии с нормами Всемирной торговой организации». В свою очередь не только входящие в зону свободной торговли СНГ Украина и РМ, но и Грузия объявила о готовности обсуждать с Россией проблемы торгово-экономического сотрудничества в контексте вхождения в еэсовскую ЗСТ. Именно этой теме была посвящена встреча спецпредставителя премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зурабом Абашидзе с зампредом МИД РФ Григорием Карасиным, состоявшаяся 9 июля в Праге. 

По всей видимости, первой с последствиями защитных мер со стороны Москвы столкнётся Республика Молдова, уже успевшая ратифицировать Соглашение об ассоциации с ЕС в своём парламенте (59 депутатов «за», 4 «против», 38 не голосовали). 

7 июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на совещании с членами правительства заявил о необходимости «обеспечить надёжную защиту российского рынка» в соответствии с правовыми механизмами, предусмотренными в рамках Таможенного союза и ВТО. Как он отметил, ратификация соглашения об ассоциации парламентом Молдавии создала другую правовую основу для её взаимоотношений с Россией и Таможенным союзом. 

В свою очередь, первый вице-премьер России Игорь Шувалов на том же совещании допустил, что Молдавию могут исключить из Зоны свободной торговли СНГ в соответствии со ст. 62 Венской конвенции о праве и международных договорах (коренное изменение обстоятельств как основание для приостановки или прекращения действия договора). Кроме того, приложение 6 к Договору о ЗСТ в СНГ даёт России право повысить размер ввозной таможенной пошлины на продукцию из евроассоциированных стран с нуля до 7,7%, установленной ВТО для режима наибольшего благоприятствования в торговле. 

Между тем помочь Молдавии преодолеть последствия российских защитных мер в торгово-экономической области пообещала Германия. Об этом сказала канцлер ФРГ Ангела Меркель в ходе встречи с молдавским премьером Ю. Лянкэ в Берлине 10 июля. Однако слова бундесканцлера на этот счёт были довольно размытыми, потому могли быть неправильно интерпретированы (случайно или намеренно). Но даже если обещание А. Меркель о поддержке РМ будет реализовано, это не компенсирует стране потерь от свёртывания сотрудничества с СНГ. 

Подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Молдавия если не закрывает, то существенно ограничивает себе выход на рынки Содружества. По оценкам директора Центра интеграционных исследований Евразийского банка Молдавии Евгения Винокурова годовые потери молдавской экономики от евроассоциации составят 1,5-1,6 млрд. долл. или 20% ВВП страны. Причём наиболее крупный урон от препятствий в торговле с Россией для молдавской экономики наступит осенью. Именно тогда придёт время сбора урожая овощей и фруктов, которые в свежем либо консервированном виде составляют львиную долю молдавского экспорта в РФ. 

Тем временем в Кишинёве заверяют, что не собираются выходить из зоны свободной торговли СНГ и планируют расширить экономическое сотрудничество с Россией. Кстати, тезис о непротиворечивости соглашений с Евросоюзом и сотрудничества с Россией и Содружеством является общим местом в политической риторике высшего руководства Молдавии и Грузии. Но при всём желании правящих кругов Грузии и Молдавии им вряд ли удастся угнаться за двумя зайцами. Янукович уже пробовал, и мы прекрасно видим чем это кончилось. 

К сожалению, для Республики Молдова проблемы от вступления в ассоциацию с Евросоюзом не ограничатся лишь сферой торговли. Реалии таковы, что приблизительно 700 тысяч молдавских граждан находятся на заработках в России, значительная часть из них – нелегальные трудовые мигранты. Пока Москва на это смотрит сквозь пальцы, но с 1 января 2015 года у молдавских гастарбайтеров не будет таких преференций, какие получат граждане стран-членов и кандидатов на вступление в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Вполне возможна отмена системы упрощённого въезда в РФ и введение ограничений на трудоустройство. 

Сплетение Грузии и Молдавии с НАТО

Шаги по втягиванию Молдавии и Грузии в зону европейского политико-экономического контроля сопровождаются их сближением с Североатлантическим альянсом. Это крайне негативно воздействует на отношения Тбилиси и Кишинёва с Москвой, а также серьёзно обостряет противоречия по линии Россия-НАТО.

Накануне брюссельской встречи, где было заключено соглашение об ассоциации между Молдавией и Евросоюзом, глава молдавского правительства Ю. Лянкэ заверил о намерении государства сохранять нейтральный статус. И тут же добавил, что Кишинёв нацелен на углубление взаимодействия с НАТО. Вместе с тем даже без учёта этой оговорки нейтралитет республики кажется весьма зыбким. Вспомнить хотя бы румыно-молдавский договор о военном сотрудничестве, который, по убеждению экспертов, создаёт правовой фундамент для бессрочного нахождения румынских (т.е. натовских) войск на территории Республики Молдова. К слову Бухарест на протяжении многих лет ведёт в отношении Молдавии напористую и комплексную политику унионизма, считая её поглощение ключевой задачей в процессе конструирования «Великой Румынии». 

Неудивительно, что именно Румыния стала самым первым государством Евросоюза, парламент которого ратифицировал соглашение об ассоциации и ЗСТ Евросоюза с Молдавией, а также Грузией и Украиной (для вступления договоров в силу их должны утвердить парламенты стран-подписантов, всех членов ЕС и Европарламент). 

Интересные изменения произошли в многолетнем сотрудничестве Грузии с Североатлантическим блоком. В нём решили повременить с предоставлением Тбилиси Плана действий по членству (ПДЧ НАТО), но это не должно вводить нас в заблуждение. Напротив, Грузия продолжает последовательно развивать взаимодействие с НАТО и США в рамках программы «Партнёрство ради мира» и в других форматах. Буквально на прошлом месяце в Грузии прошли продолжительные военные учения «Эджайл спирит 2014», в которых приняли участие 350 американских морпехов. А в мае министр обороны Грузии Ираклий Аласания на конференции НАТО в Вашингтоне вдруг заявил, что «в Грузии должны быть размещены средства воздушной обороны» альянса. Примечательно, что с весьма схожей идеей ещё в 2011 г. выступил яростно критикуемый нынешней грузинской властью Михаил Саакашвили – он предлагал развернуть в стране объекты американской системы ПРО.


Западный Берлин и Донбасс в Молдавии?

Евроинтеграция Молдавии и Грузии приводит к росту напряжённости в зонах «замороженных конфликтов», в которые эти государства вовлечены.

Самая сложная обстановка складывается вокруг Приднестровья, очутившегося в двойном блокадном кольце после синхронного вхождения Украины и Молдавии в зону свободной торговли с ЕС. Непризнанная республика оказалась в положении Западного Берлина времён Холодной войны. Ситуация осложняется тем, что транзитный коридор для снабжения российского миротворческого контингента, дислоцированного в ПМР, возможен лишь через территорию Украины, власть которой настроена к России резко отрицательно или даже враждебно. С середины марта украинская погранслужба затрудняла пересечение российскими гражданами государственной границы на приднестровском участке, а ещё раньше начала препятствовать перемещению грузов и военной техники для Оперативной группы российских войск (ОГРВ), базирующейся в ПМР. 

Памятен и инцидент с самолётом российского вице-премьера и спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина, для которого по вылету из Тирасполя Украина и Румыния одновременно закрыли воздушное пространство. В результате борт российского вице-премьера вынужден был приземлиться в Кишинёве, где молдавские спецслужбы в нарушение международных норм о неприкосновенности транспортных средств иностранных правительственных делегаций провели на нём обыск. Они изъяли часть переданных Рогозину коробок с подписями 185 тысяч жителей Приднестровья под обращением о принятии республики в состав России.

С призывом о присоединении Приднестровья к России власти ПМР в очередной раз выступили 18 марта, в день подписания договора о принятии Крыма в состав РФ. Кстати, ещё в 2006 году в Приднестровье прошёл референдум, на котором 97,2% жителей высказалось за независимость от Республики Молдова и вхождение в лоно России. Сейчас такое решение Москва принять не может, но бросать регион на растерзание ястребам Кишинёва, Бухареста и Брюсселя она тоже не намерена. Очередным тому подтверждением стали 7 межведомственных меморандумов о сотрудничестве ПМР и России в области экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования, науки и культуры. Они были подписаны 2 июля в рамках визита президента Приднестровской республики Евгения Шевчука в Москву, аккурат в день ратификации молдавским парламентом соглашения об ассоциации с ЕС. 

Несколько месяцев тому назад Кишинёв ужесточил требования к зарегистрированным в РМ приднестровским экономическим субъектам. Со своей стороны, «великодушный» Евросоюз сохранил для Приднестровья режим автономных торговых преференций до 2015 года. Значение этого аспекта для Тирасполя становится понятным при взгляде на объём приднестровского годового экспорта в ЕС, составляющего 30-40%. Таким образом, перед ПМР уже сейчас стоят две альтернативы: полностью переориентироваться на российский рынок либо получить торговые гарантии со стороны ЕС в обмен на нынешний де-факто самостоятельный государственный статус. Вполне очевидно, какой из двух вариантов более симпатичен Тирасполю. Между тем перевод приднестровского экспорта на Россию оставляет открытым вопрос: каким путём продукция с левобережья Днестра будет попадать на российский рынок?

Помимо Приднестровья немало неприятностей молдавским евроинтеграторам-румыноунионистам способна доставить Гагаузия. Например, она может попытаться восстановить свою государственность в случае окончательного слияния РМ с Румынией. Собственно, соглашение об ассоциации и свободной торговле с ЕС означает для Молдавии ликвидацию практически всех тех препятствий, которые до сих пор сдерживали либо замедляли этот процесс аншлюса. 

Предупредительный сигнал Кишинёву гагаузы послали на референдуме об отложенном статусе своей автономии и внешнеполитическом курсе Кишинёва, состоявшемся 2 февраля. При явке в 70,4% идею отложенного статуса независимости, дающего Гагаузской АТО право на самоопределение в случае потери Молдавией суверенитета поддержало 98,8% голосовавших. Интеграцию в Таможенный союз поддержали 98,4% избирателей («против» 1,5%), а за вступление в ЕС проголосовало лишь 2,5% (97,4% «против»). При сопоставимости результатов с итогами всекрымского референдума гагаузское волеизлияние преследовало целью повлиять на внешнеполитический курс Кишинёва в сторону возвращения к многовекторности. 

Ошибочно было бы утверждать, что население и власть Гагаузии одержимы идеей отделения от Республики Молдова. Ещё в 90-х гг. Гагауз-Ери добилась от Кишинёва поистине широкой автономии и провозглашение независимости для неё – вынужденная крайняя мера, к которой Комрат (столицу гагаузской автономии) всё сильнее подталкивает нынешняя молдавская власть. Для гагаузского народа совершенно неприемлемо попадание Молдавии в цепкие объятия Румынии.

Буквально на днях М. Формузал заявил о намерении осуществить визит в Москву и обсудить с Россельхознадзором вопрос поставок агропродукции из Гагаузии в РФ в условиях подписания Молдавией соглашения об ассоциации с Европейским союзом. «Мы намерены гарантировать, что реэкспорта из Гагаузии не будет. Ранее мы дали всю информацию о количестве и качестве вина в Гагаузии, исключив возможность реэкспорта в Россию через наши предприятия», – прокомментировал свою инициативу гагаузский лидер. К слову, после введённого в сентябре минувшего года запрета на импорт алкогольной продукции из Молдавии Россия в мае текущего года вывела гагаузские винодельческие предприятия из-под действия эмбарго. 

В последнее время отношения Гагаузии с Кишинёвом накаляются. Незадолго до «исторического» брюссельского саммита ЕС молдавские силовики проводят в столице Гагаузии спецоперацию по задержанию двух лиц, якобы вербовавших молодёжь для поездки в военизированные лагеря России с целью обучения действиям по подрыву территориальной целостности РМ. Бредогенератор у молдавских спецслужб и их подсказчиков работает. Далее, в начале текущего месяца молдавская прокуратура заводит уголовное дело по подозрению в сепаратизме на башкана (всенародно избранного главу) Гагаузской АТО Михаила Формузала, а вместе с ним на епископа Маркела и ещё нескольких сподвижников движения «Молдова Маре» (Большая Молдавия). Примерно в то же время молдавский Координационный совет по телевидению и радиовещанию выносит решение о запрете ретрансляции телеканала «Россия 24» до начала следующего года, которому отказались подчиняться в Комрате. Спираль политического противостояния продолжает раскручиваться и всё резоннее звучит риторический вопрос: не рискует ли Кишинёв в Гагаузии повторить судьбу Киева, который вовремя не услышал требований Донбасса о федерализации и создал себе «второй Вьетнам»?

Хотелось бы также обратить внимание, молдавское общество существенно расходится во мнениях относительно вектора внешней интеграции страны не только по этно-территориальному признаку. По результатам многочисленных социологических исследований приблизительно половина граждан Республики Молдова выступает в поддержку её сближения с Россией, вхождения в Таможенный и Евразийский союзы. Ещё одно свидетельство далеко не однозначной позиции молдаван по вопросу евроинтеграции – массовые акции протеста против подписания соглашения об ассоциации Молдавия-ЕС. 

Безрадостное «евросчастье» для Грузии

Главный геостратегический итог ассоциации Грузии с Европейским союзом – распространение ареала реального влияния Брюсселя на регион Южного Кавказа. До сих пор его роль там была очень слабой и ограниченной. Грузинский прецедент имеет ещё, как минимум, три отличительных черты. Во-первых, у Грузии нет общей границы с ЕС подобно Молдавии и Украине. Во-вторых, она не состоит в СНГ, хотя и имеет режим свободной торговли с Россией. В-третьих, у Тбилиси до сих пор отсутствуют полноценные дипломатические отношения с Москвой, тогда как у Киева и Кишинёва они ещё худо-бедно существуют. 

Ратифицировать соглашение об ассоциации и ЗСТ с ЕС грузинский парламент планирует на чрезвычайном заседании 18 июля. Все семь месяцев после Вильнюса Грузия послушно выполняла европейское «домашнее задание», заключающееся в принятии множества законов, необходимых для подписания и последующей имплементации документа.

Не подпитывая иллюзии грузин относительно перспектив вступления в ЕС, Брюссель тем не менее старается поддерживать их желание находиться в добровольном экономическом рабстве с помощью обещаний финансовой поддержки, торговых квот и упрощения визового режима. 

С последним пунктом связан один недавно произошедший конфуз. Комментируя озабоченность Брюсселя по поводу ареста одного из лидеров грузинской оппозиции, экс-мэра Тбилиси Гиги Угулавы министр евроинтеграции Грузии Алексий Петриашвили саркастически написал в Facebook: «А может, Францию исключат из ЕС из-за ареста Саркози». Неожиданно представитель ЕС в Грузии Филипп Дмитров ответил в том же стиле: «Францию, конечно, не исключат из ЕС. Но не могу с такой же долей уверенности утверждать, что Грузии гарантирован безвизовый режим с Евросоюзом». Дипломат порекомендовал Грузии «прислушаться к мнению ЕС, чтобы избежать неприятных сюрпризов». Вот вам свобода выражения и плюрализм мнений по-европейски. Впрочем, эксперты полагают, что арест бывшего градоначальника Тбилиси стал подарком для Брюсселя, дав ему прекрасный повод отложить введение безвизового режима с Грузией, ещё и выставив её виноватой. 

Вероятно, наиболее ощутимый ущерб от перехода под колпак Евросоюза понесут пищевой и аграрный сегменты грузинской экономики. Войдя в европейскую зону свободной торговли, страна потеряет возможность беспошлинно поставлять свою продукцию на рынки стран таможенной «тройки». Для Грузии это особенно досадно в силу того, что её товары только-только начали возвращаться на российский рынок. За январь-апрель текущего года объём грузинского экспорта в Россию по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 314%, достигнув 87,234 млн. долл. В целом внешнеторговый оборот между двумя странами за тот же промежуток времени составил около 252 млн. долл, что на 50,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По большей части этот рост обусловлен возобновлением поставок в Россию грузинских вин, минеральной воды и сельхозпродукции. Что касается последнего, то буквально на прошлой неделе Россельхознадзор существенно расширил список продуктов растениеводства, разрешённых к ввозу на рынок РФ. 

В то же время шансы закрепиться на рынках евросообщества у большинства грузинских производителей невелики. Те из них, кому каким-то чудом удастся успешно перевести свои предприятия на евростандарты, при попытках обосноваться на рынках ЕС встретят яростное сопротивление со стороны местных аграриев и виноделов. Не исключено, что европейские конкуренты ещё и разорят грузин в их собственной стране, заполонив её более дешёвыми продуктами питания или даже вином, апельсинами и мандаринами. 

Евросоюз уготовал Грузии другую роль – служить узлом транзита углеводородов из Прикаспийского бассейна и Средней Азии в Западную Европу в обход России. Впрочем, даже если к этому добавить агросектор и туризм, Иберии всё равно не хватит для жизни «по-европейски». Разве что жить Грузия будет на уровне Болгарии – беднейшего государства ЕС. Но и до болгарской планки ей ещё долго расти. 

С геополитической точки зрения важно понимать, что каждый крупный шаг Тбилиси в сторону Евросоюза является одновременно шагом по отдалению от Абхазии и Южной Осетии. Хотя бы потому, что для Грузии единственный способ обрести единство с этими республиками – присоединиться к евразийскому интеграционному проекту. 

Культ разврата

Европейский курс Кишинёва и Тбилиси больно ударяет по социально-нравственной стороне жизни молдавского и грузинского обществ. В первую очередь дело касается т.н. законов о равенстве и противодействии дискриминации сексуальных меньшинств. В обеих странах они вызвали массовое недовольство общественности, православного духовенства и верующих. Но на принятии «толерантных» законов в качестве условия для продвижения переговоров по соглашению об ассоциации настаивал Брюссель, чьё мнение волнует грузинскую и молдавскую правящие элиты неизмеримо больше. Получив юридическую возможность окучивать новые аудитории, пропагандисты ЛГБТ-ценностей принялись «идти в массы». В Тбилиси гей-парад закончился побоищем, а в Кишинёве получился «представительным» – в скоротечной «радужной» демонстрации участвовали послы США и Швеции.

***

В настоящее время борьба европейского и евразийского интеграционных проектов на постсоветском пространстве вступила в острую фазу. Спустя месяц после подписания Россией, Белоруссией и Казахстаном договора о Евразийском экономическом союзе Брюссель делает ответный ход – окончательно ассоциирует Грузию, Украину и Молдавию. Если задуматься, главная цель увода этих стран в европейский фарватер – полный разрыв их хозяйственно-экономических связей с Россией и формирование несовместимости для реинтеграции с ней в будущем. Но для Москвы и сознательных сил внутри Грузии, Молдавии и Украины это не повод опускать руки. Выход есть всегда, но не всегда путь к нему близок и ровен. 

Кирилл Губа, политический обозреватель
Источник: Новоросс.info

Комментариев нет:

Отправить комментарий