понедельник, 1 декабря 2014 г.

Россия-Турция: прозвучит ли вновь «восточный вопрос»?

Сегодня, в первый день зимы, президент России Владимир Путин находится с государственным визитом в Турции, где примет участие в пятом заседании Совета сотрудничества высшего уровня и встретится с главой турецкого государства Реджепом Эрдоганом. Планируется подписание ряда двусторонних соглашений и обсуждение широкого круга вопросов в сфере торгово-экономического сотрудничества, энергетики и международных дел. В политическом смысле этот визит Путина станет «сверкой часов» российско-турецких отношений и демонстрацией их прочности в условиях нарастающих вызовов со стороны Запада.

Из уст турецкого государственного руководства периодически звучат жёсткие заявления и даже обвинения в адрес Москвы в связи с проблематикой Крыма. Но едва ли стоило ожидать, что страна-член НАТО, имеющая сложную историю взаимоотношений с Россией (около 10 русско-турецких войн), её нынешний соперник за влияние на Чёрном море и в Закавказье, воздержится от резкой риторики. Гораздо важнее другое: начиная с февраля и по сей день Турция не предприняла никаких реальных антироссийских шагов.

Она не ввела против России санкции и не перекрыла для её судов черноморские проливы, как то призывали сделать «ястребы» в Вашингтоне, Брюсселе и Киеве. Не менее показательно и то, что планы по наращиванию военных сил НАТО в связи с «российской угрозой» затронули именно Прибалтику, Польшу и Румынию, но не Турцию, хотя она тоже член альянса, географически близкий к РФ. 

Примечательна двойственность подхода Анкары к вопросу транспортного сообщения с российским Крымом. Во время встречи с Петром Порошенко в начале сентября Эрдоган пообещал, что турецкие авиалинии не будут совершать прямые рейсы на полуостров. Действительно, «Turkish Airlines» прекратила полёты в Крым, но рейс Симферополь-Стамбул запустила российская компания «Грозный Авиа». Не без молчаливого согласия турецких властей первый для Крыма международный авиамаршрут заработал, показав тщетность попыток Киева и западных недругов России превратить новый субъект федерации в «серую зону». 

С морским транспортным сообщением наблюдается похожая картина. Турецкие судовладельцы игнорируют громогласные постановления Киева о закрытии портов «оккупированного» Крыма для заходов иностранных судов. В Керченском торговом морском порту неоднократно причаливал турецкий танкер-газовоз «Blue Way», а в конце октября там пришвартовался турецкий паром «Хитачи», загруженный продуктами питания для Крыма. В августе между Зонгулдаком и Керчью с частотой два раза в неделю начал курсировать пассажирский паром. 

На это посол Турции в Украине Йонет Джан Тезель отвечал, что турецкие судовладельцы предупреждены о нежелательности захода в порты «аннексированного» Крыма. Но сразу же оговаривался: мол, многие суда принадлежат частникам и могут быть арендованы иностранными компаниями, а значит, не исключены их заходы в порты Крыма вопреки предписаниям властей Турецкой Республики. 

Анкара уже смирилась с воссоединением Крыма с Россией, а её громкие заявления о незаконности крымского референдума и «аннексии» полуострова – игра на публику и попытка «сохранить лицо». Вместе с тем, Турция не может оставаться безмолвной и полностью безучастной, когда дело касается Крыма и особенно крымско-татарского народа. Сказывается геостратегическое расположение Крыма, важная роль полуострова в истории Турции и укоренившееся в сознании турок чувство ответственности за родственный народ. О последнем моменте турецкой правящей элите не дают забыть приверженцы пантюркистских идей и крымско-татарская диаспора Турции, насчитывающая, по разным данным, от 200 тысяч до нескольких миллионов человек. Её представители пристально следят за жизнью соотечественников на северном берегу Чёрного моря. 

Несмотря на смену статуса, Крым по-прежнему находится в зоне турецких интересов и её регионального влияния. Однако новая реальность даёт шанс превратить Крым в площадку конструктивного сотрудничества России с Турцией, а не оставлять его полем скрытого противоборства и шпионских интриг. Предпосылкой к этому служит недавно принятый Госдумой закон о создании в Крыму свободной экономической зоны, которая начнёт действовать со следующего года сроком на 25 лет.

В любом случае, российская принадлежность Крыма не является проблемой, способной привести к резкому ухудшению отношений России с Турцией. Куда большую опасность разлада между Москвой и Анкарой несёт полярность их взглядов на судьбу Сирии. 

Впрочем, наследница Блистательной Порты не планирует идти на обострение с Россией. Тем более, сейчас у страны хватает проблем по всему периметру: на юго-востоке бушуют ставшие неуправляемыми джихадисты Исламского государства, на волне противостояния им активизировались вооружённые отряды курдов, не проходит и месяца без приграничных инцидентов с Грецией, не найден выход из кипрского тупика.

В случае с Россией Турции действительно есть чем дорожить. Связи между двумя странами развиваются динамично, их стратегическое сотрудничество является масштабным и многоплановым. 

Россия стала вторым (после Евросоюза) крупнейшим внешнеторговым партнёром Турции. В 2013 году российско-турецкий товарооборот составил 32,7 млрд долл., а к 2020 году планируется его довести до 100 млрд. Анкара не только не присоединилась к западным санкциям против России, но и принялась активно заполнять сегменты российского рынка, освободившиеся в результате введения Россией ответных ограничительных мер на поставки продовольствия из санкционировавших её стран. Также Турция выступила с инициативой более тесного сотрудничества с Таможенным союзом, одной из форм которого в перспективе может стать создание между ними зоны свободной торговли. 

Встреча Путина с Эрдоганом

Турция – второй после Германии крупнейший покупатель российского газа и важный импортёр российской нефти. По данным за прошлый год Россия продала Турции 26,61 млрд кубометров газа, что составляет 56% от объёмов всего импортируемого страной «голубого топлива». Будучи растущим рынком потребления энергоносителей, турецкое государство добивается от России увеличения объёмов поставок «голубого топлива» по сниженной стоимости. Что касается нефти, то по результатам прошлого года Москва обеспечила 12% потребностей Турции в этом сырье. Также нужно упомянуть о совместном российско-турецком проекте создания первой в Турции и уникальной атомной электростанции «Аккую» общей стоимостью в 20 млрд долл. Проектировать и эксплуатировать АЭС будут подразделения российских компаний (в частности ЗАО «Атомстройэкспорт» и «Росатома»).

Наконец, стоит отметить, что каждый год в Турции отдыхает около 4 млн. российских граждан, а это ощутимая прибавка в государственную казну. Чуть больше туристов стране даёт только Германия. 

Как видим, экономические основания не ссориться с Россией у Турции веские. Но помимо меркантильной составляющей две державы имеют общее видение в вопросах обеспечения региональной безопасности и механизмов разрешения кризисов в бассейне Чёрного моря. Например, Россия и Турция единодушны в том, что урегулированием конфликтных ситуаций в Причерноморье должны заниматься те страны, которые там располагаются, без участия посторонних держав. И Анкара, и Москва выступают против повышения уровня присутствия внешних игроков и их военных сил в черноморской акватории. Тем не менее, начиная с марта, в неё всё чаще заходят военные корабли стран-членов НАТО, не относящихся к черноморскому бассейну.

***

Ценность сотрудничества с Россией не отменяет особого взгляда Турции на украинский вопрос. Объективно она заинтересована в существовании единой и целостной Украины, обладающей Крымом и удалённой от России. Понять её можно: «незалежная» двадцать с лишним лет сковывала Россию в Причерноморье, позволив державе Ататюрка стать бесспорным региональным лидером. Поэтому раскол Украины совершенно не радует Анкару. 

С точки зрения экономики Турции тоже было бы выгодно сохранение Украины как единого 42-милионного рынка сбыта для турецкой одежды и продовольствия. Кстати, по результатам 2013 года она стала пятым внешнеторговым партнёром Украины с показателем товарооборота в 5,7 млрд долл. и вторым после России, если брать только страны Черноморского региона. 

Фрагментация Украины и возвращение Крыма в лоно России принесло Турции ещё одно неудобство. Если раньше Анкара предпочитала наводить «мосты дружбы» с Киевом через Крым, то теперь ей придётся искать другую дверь для проникновения на Украину и выстраивать новую платформу турецко-украинского взаимодействия. В высоких кабинетах Турции это понимают.

10 ноября в Киеве состоялось третье заседание Совместной турецко-украинской группы стратегического планирования с участием министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Во время встречи с ним президент Украины Пётр Порошенко призвал к усилению сотрудничества для защиты прав крымских татар, а турецкий гость чеканно заявил: «Хочу подтвердить нашу полную поддержку территориальной целостности Украины. Мы никогда не признаем незаконную аннексию Крыма». Таким образом, символический ритуал был выполнен.

Более информативной оказалась совместная пресс-конференция главы турецкой дипломатии с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. На ней Чавушоглу сообщил о намерении отправить в Крым неофициальную турецкую делегацию для ознакомления с положением крымских татар. Выполнимость такой затеи – вопрос отдельный, но даже её декларирование рискует не лучшим образом сказаться на атмосфере доверия между Турцией и Россией.

Кроме того, турецкий министр иностранных дел заявил о возможности проведения Курултая (национального съезда крымских татар) в Турции, но предупредил о необходимости изучить последствия такого шага. Правда, в качестве наиболее вероятного места проведения съезда рассматривается территория Украины. Тем не менее, даже осторожный намёк главы турецкого внешнеполитического ведомства о возможности организации Курултая в Турции даёт основания для определённых тревожных допущений.

Например, некоторые аналитики полагают, что Турция совместно с Украиной реализует крымско-татарский проект, призванный стать вызовом мирному сосуществованию народов в Крыму, раздражителем на пути интеграции крымско-татарского сообщества в Россию. Ставка делается на представителей нелегального меджлиса, бежавших из Крыма либо высланных за разжигание межнациональной розни и экстремистские действия. В основу деструктивного проекта положена идея создания крымско-татарской автономии на территории части Херсонской области с центром в Геническе. Впоследствии, по замыслу экс-председателя меджлиса Мустафы Джемилева, город станет столицей татарской автономии, включающей Крым. Его Джемилев надеется «освободить» то ли с помощью войск НАТО, то ли штыками карательных батальонов, в том числе укомплектованных крымско-татарскими боевиками. 

***

Вместе с тем, пока остаётся очевидным, что турецкий истеблишмент чётко осознаёт нежелательность вовлечения Анкары в противостояние России с Западом. Ещё в начале марта, будучи в статусе министра иностранных дел Турции, Ахмет Давутоглу недвусмысленно сказал: «Мы не позволим трениям в Крыму втянуть нас в кризис с Россией», намекнув, что некоторые страны могут попытаться превратить крымский кризис в русско-турецкий. Анкара не отошла от этой линии до сих пор. Но по мере того, как англосаксы всё сильнее сгущают тучи над Россией, они неизбежно будут усиливать нажим на Турцию с целью загнать её в антироссийскую коалицию. 

Насколько сильным окажется давление и каков предел турецкого сопротивления ему? Подключится ли Турция к стратегии сдерживания России на черноморско-кавказском направлении и поставит ли в очередной раз на повестку дня пресловутый «восточный вопрос»? Ответы на эти вопросы могут быть получены уже в ближайшее время. В российско-турецких отношениях близится «момент истины».

Кирилл Губа, политический обозреватель
Фото пресс-службы Президента России

Комментариев нет:

Отправить комментарий