воскресенье, 30 ноября 2014 г.

Современный Стамбул глазами крымчанина (ФОТО)

Эту статью в стиле путевых очерков я написал еще летом 2012-го, по итогам майской поездки в прекрасный город Стамбул. Но она не устарела и поныне


Пересекаем болгарско-турецкую границу в КПП со звучным названием «Капитан Андреев» и наблюдаем из окна автобуса унылые пейзажи: поля с выжженной солнцем травой, лениво пасущиеся на них козы да бараны, иногда промелькнут коттеджи с красными крышами. Практически никаких засаженных участков и виноградников, разве что площади болгарского перца да табака изредка встречаются, то и дело мелькнет светлая мечеть с острыми минаретами. Казалось бы, ничего особенного и многообещающего, но оживленные потоки рефрижераторов и легковушек говорят о близости огромного города.

И вот все отчетливее вырисовывается пригород Стамбула, стали чаще являться взору частные и многоквартирные дома, а вдалеке показалась синева Мраморного моря. Еще чуть-чуть и мы уже едем по многополосной магистрали с множеством развилок, наблюдая, как дома с красными черепичными крышами буквально лепятся друг к другу и к соседствующим с ними ультрасовременным небоскребам и промышленным зданиям.

В первую очередь поражает обилие турецких государственных флагов внушительных размеров, развивающихся на высоких флагштоках и словно призванных подчеркнуть величие страны Ататюрка в глазах туристов. А может, это отчаянная попытка застолбить былые византийские просторы за тюркской цивилизацией, симптом исторических комплексов сегодняшней Турции? Как бы то ни было, население современного Стамбула преимущественно турецкое и мусульманское. 

Итак, Стамбул – он же Константинополь, Византий, Царьград и Второй Рим. Кстати, по-турецки город принято именовать Истамбулом, что можно увидеть на всех надписях на турецком и английском языках. Самый яркий «бриллиант» Турции, древний город с великой историей, замок от Черного моря – все это он, Стамбул. Его называют бриллиантом еще и потому, что он является одним из самых дорогих для жизни городов Европы. Как шутят местные, скоро здесь надо будет платить и за воздух. 

Было бы слишком банально сказать, что Стамбул – город контрастов. Помимо него к городам контрастов относится большинство мегаполисов мира, поэтому контрастность уже давно не знак отличия. Скорее Стамбул – цивилизационный калейдоскоп, сложивший в своем неповторимом узоре осколки византийского наследия, арабского искусства, тюркских традиций, исламской религии и западноевропейской культуры. Он словно государство в государстве, поражает своими масштабами, неимоверным ритмом и восточным колоритом. 

Нынешний Стамбул – это евразийский город. Наверное, это единственный город в мире, который раскинулся сразу на двух континентах – Европейском и Азиатском.



Босфорский пролив делит Стамбул на торгово-историческую европейскую и жилую азиатскую части, причем порядка 95% городской площади находится на Азиатском берегу! В этом отношении Стамбул немного схож с Киевом, который рассечен широким Днепром на имеющее глубокую историю правобережье и относительно современную левую сторону. А еще считается, что Стамбул раскинулся на семи больших холмах, как и два прочих Рима – столицы Италии и России (Москва – Третий Рим).

Крымчане, в общих чертах знакомые с достопримечательностями своего прекрасного края и отечественной историей, найдут в Стамбуле много схожего и знакомого, но одновременно откроют массу нового и интересного. 

Несколько слов стоит сказать о главных достопримечательностях Стамбула, наиболее известных и посещаемых туристами.

Храм Святой Софии, подземное водохранилище «Цистерна Базилика», остатки константинопольских крепостных стен, Голубая мечеть и мечеть Сулеймание, акведук Валента, султанские дворцы Топкапы и Долмабахче, Галатская и Девичья башня и многое другое – все это поражает взор и захватывает дух своим великолепием и величием. 

Историко-архитектурный «пуп» Константинополя – площадь Султанахмет (ранее пл. Ипподрома). Осмотр города лучше всего начинать именно отсюда. Ваше внимание привлекут высокие обелиски, похожие формой на те, которые у нас принято ставить на местах сражений и на братских могилах. Первый и наиболее хорошо сохранившийся – египетский обелиск, привезенный из страны пирамид еще в византийские времена.


Второй памятный знак – обелиск Константина, построенный по приказу императора Константина VII и поврежденный крестоносцами во время их четвертого похода. Также на площади стоит бронзовая Змеиная колонна, привезенная из храма Аполлона в Дельфах и имеющая сейчас высоту лишь 5 метров. Еще один важный архитектурный элемент на площади – Немецкий фонтан, подаренный кайзером Вильгельмом II во время посещения Константинополя. 

С площади видна главная визитная карточка города – бывший византийский храм Святой Софии (Айя-София), перестроенный османами-завоевателями в мечеть и потом превращенный Кемалем Ататюрком в музей.


Снаружи он бело-розовый, с четырьмя минаретами, особого восторга своим внешним видом не вызывает. Но стоит зайти внутрь и перед нами храм откроется во всей своей красе. Такой простор, такие невообразимые переходы купольных сводов и барабанов, такое удивительное сочетание христианских мозаик ликов святых и витражей с круглыми плакатами (тутрами) с надписями арабской вязью, что описать это словами невозможно. Так же само в древности не смогли описать словами великолепие этого собора и послы великого князя Владимира – крестителя Руси. 

По левую сторону от Святой Софии располагается следующее чудо Стамбула – Цистерна Базилик, строительство которой началось по инициативе византийского императора Константина I на случай осады города и закончилось спустя два с лишним столетия.


Опять же снаружи особо неприметное здание, но главное очарование кроется внутри. Попадая с жаркой и солнечной улицы в это гигантское подземное водохранилище с царящим там полумраком и прохладой, будто получаешь заряд бодрости. В этом подземном зале потолок подпирают мощные колонны, подсвеченные приглушенным оранжевым светом, звучит спокойная расслабляющая музыка, слышен звук капель воды, стекающих с колонн. На дне вода примерно полуметровой глубины и плавают там довольно крупные рыбки, похожие на карпов-кои. 

Голубая мечеть (мечеть султана Ахмета), что стоит прямо напротив Святой Софии на другой стороне площади – это еще одна архитектурная и историко-культурная жемчужина Стамбула.



Могучее культовое сооружение было построено султаном Ахмедом I в начале XVII века для возвращения милости Аллаха к Османской империи, в военной политике которой наступила череда неудач. Это самая большая в Стамбуле действующая мечеть, отличительным признаком которой является шесть минаретов (два последних меньшие по высоте и расположены по углам внутреннего двора мечети). Свое простонародное название мечеть получила за внутреннее убранство, ибо отделана она качественной изникской керамикой в нежных светло-голубых тонах. 

Прекрасен дворец Топкапы – главный султанский дворец до 1854 года, построенный по распоряжению султана Мехмеда Завоевателя. Он состоит из множества строений, расположенных вокруг четырех просторных дворов, последовательно соединенных между собой причудливыми вратами.


В дворцовом комплексе Топкапы есть все, чтобы можно было там полноценно жить: и гаремное помещение, и небольшая мечеть, и конюшни, и Оружейная палата. Есть там и сокровищница, а также Ереванский и Багдадский павильоны (в честь взятия данных городов османами) и другие помещения. В залах дворца хранятся такие ценные экспонаты как мантия пророка Мухаммеда и его личные вещи, кисть руки Иоанна Крестителя, меч царя Давида и посох Моисея. 

Еще один архитектурный шедевр Стамбула – дворец Долмабахче, стоящий прямо на берегу Босфора. Его по праву называют «турецким Версалем» за то, что он выполнен в стиле барокко, характерном для европейских резиденций, и совершенно не похож на типичные султанские дворцы.


Его проектировали армянские мастера, а внутри можно увидеть картины хорошо нам известного Ивана Айвазовского, а также люстру из богемского хрусталя весом около пяти тонн и роскошную Хрустальную лестницу. 

Можно было бы еще писать отдельно об акведуке Валента, о константинопольских крепостных стенах (Феодосиевых стенах), о Галатской башне, о старинной линии метро «Тюнель», о церкви Святой Ирины, о мечети Сулеймание, о вокзале Сиркеджи (конечном пункте легендарного маршрута «Восточный экспресс») и о многих-многих других интересных и значимых объектах Стамбула. Но все это в изобилии представлено в Интернете, поэтому незачем повторяться.

Непременно стоит прокатиться на кораблике по голубым водам Босфора. С него открывается совершенно другой вид на основные архитектурные достопримечательности Стамбула, возвышающиеся на его холмах. С борта кораблика хорошо просматривается Голубая мечеть и Айя-София, Галатская башня и мечеть Сулеймание, а вдоль самого берега растянулся огромный Долмабахче. Во время морской прогулки мы увидим и крохотный островок, на котором находится знаменитая Девичья башня – одна из «визитных карточек» Стамбула.


Захватывающее зрелище представляет собой множество танкеров и торговых контейнерных судов, застывших в водах Босфора в ожидании разрешения на проход в Черное море. А навстречу им двигаются корабли из Черного моря. И убеждаешься воочию, почему испокон веков устремлялась русская внешняя политика сюда и в чем извечное стратегическое значение черноморских проливов. 

Говорят, кто не был на рынке специй (он же — Египетский базар) — тот не видел Стамбула.


И действительно, здесь можно вживую ощутить тот самый восточный колорит, приобщиться к его сказочным запахам и вкусам. В старинном здании Египетского базара воздух наполнен букетом острых ароматов, он весь гудит голосами торговцев, зазывающих покупателей к своим прилавкам громкими криками и мелодичным свистом. Множество различных специй, чая, орехов и кофе создают невообразимый аромат. Мед, карский сыр и, конечно же, огромный ассортимент восточных сладостей, в изобилии представленных на прилавках, — при виде этого изобилия разбегаются глаза. Тут же вам и различные сувениры: статуэтки Айя-Софии, подвесные лампы с разноцветной стеклянной мозаикой, кальяны, ковры и тюбетейки, традиционные амулеты от сглаза, ювелирные изделия и многое-многое другое. 

Еще больше почувствовать манящую прелесть Турции позволяет созерцание танца живота, исполняемого грациозными танцовщицами.


Причем некоторые из них — уроженки России и Украины. Такое развлечение у самих турецких граждан пользуется не меньшей популярностью, чем у иностранцев. Не забудьте и про легендарные турецкие бани «хамам», хотя это удовольствие на любителя.

Разобравшись с достопримечательностями и интересными для посещения местами, перейдем собственно к описанию впечатлений, которым и уделяется главное внимание в этом очерке.

Вспоминая ворох прочитанных до поездки статей и советов «знатоков» и сопоставляя их с увиденным воочию, нужно развенчать или хотя бы подкорректировать несколько мифов о турках в целом и Стамбуле в частности. 

● Во-первых, на интернет-форумах туристов часто пугают навязчивым желанием турок «облапошить» приезжих. Дескать, потомки Ататюрка воспринимают «развод» иностранцев как своего рода игру, ритуал. Безусловно, отдельные случаи обмана имеют место — спорить с этим нет смысла. Но со стопроцентной уверенностью могу утверждать, что за 4 дня пребывания в городе нас ни разу не обманули в ресторанах и кафе, никакой чистильщик обуви не хватал нас за ноги и никто насильно не тянул за руку в свой магазин. Такие описания в большинстве случаев являются просто-напросто преувеличениями, раздутыми на эмоциях от единичных неприятных инцидентов или результатами неправильной реакции на турецкую манеру общения. Ведь психологи доказали, что из всего потока информации мы лучше всего запоминаем почему-то именно негатив и острее на него реагируем. 

Посмотрим в корень проблемы: разве не везде аборигены видят в туристах денежные мешки, которые считают должным опустошить? Ответ очевиден. Только манера «опустошения» этих денежных мешков у каждого народа своя и зависит она в немалой степени от его ментальности. Разве торговцы в Индии и Китае, в Германии и Швеции, в Греции и Италии не мечтают всучить вам свои товары и не хотят вытащить на вас как можно больше денег? Ответ опять же напрашивается сам собой.

Одновременно стоит признать, что турки — заядлые торгаши и когда вы идете по улице, они чуть ли не под нос будут совать вам салфетки и духи, кожаные куртки и наручные часы. Но все это далеко не так страшно и негативно, как это часто тиражируется на форумах и в отдельных статьях. У них так принято; культура базара и коммерческая жилка – черты турецкого национального характера. Да и негоже нам, славянам, жаловаться на это, ведь именно наши предки — древние русичи — были едва ли не самыми активными и успешными купцами своего времени.

● Увиденное своими глазами в Стамбуле опровергает еще один закостенелый стереотип — об экономической отсталости, нецивилизованности и религиозном фундаментализме турецкого общества. Опять же оговоримся, что крупная по территории Турция очень неоднородна по социально-экономическому развитию своих областей и уровню религиозности населения. Но Стамбул — не турецкая глубинка, а парадные ворота этой страны, город, который по праву может считаться европейским. Потому неудивительно, что в нем мы видим яркое воплощение современного мегаполиса с развитой инфраструктурой европейского уровня. В городе огромное количество небоскребов и фешенебельных развлекательных заведений, многополосных дорог и транспортных развязок, какие в Москве еще являются редкостью, не говоря уже о Киеве. 

Отдельно стоит сказать про турецких женщин, которых порой неоправданно изображают «забитыми» и угнетенными.


Несмотря на неоспоримое доминирование сильного пола в Турции, женщины там далеко не бесправны и беспомощны. Большинство из них без ограничений появляются в общественных местах, на равных с мужчинами занимаются торговлей, а немало девушек даже работают в полиции. И это все в мусульманской стране! 

● Третья страшилка говорит о том, что симпатичным девушкам, тем более блондинкам, ходить одним по Стамбулу вечером опасно. По мнению сторонников этого утверждения, белокурые девушки, которые зачастую откровенно одеваются, действуют на турецких «горячих» парней как на быка красная тряпка. Осмысливая это, для начала хочется спросить: разве в остальных городах мира девушкам не опасно ходить самим в вечернее время, а лишь только в Стамбуле опасно? Но главная нелепость утверждения в том, что подобным образом одинокие девушки-блондинки, без сомнения, действуют и на немцев в Германии, и на англичан в Великобритании, на китайцев в Китае и россиян в России, – список можно продолжать. Другое дело, что так называемый «эффект красной тряпки» усиливает горячий турецкий темперамент. Справедливости ради заметим, что этот темперамент весьма схож с характером идеала многих женщин – страстного итальянского хлопца, но по отношению к ним такой массовой фобии не наблюдается. 

Особо опровергать тут ничего и не нужно, достаточно просто прогуляться по вечернему или ночному Стамбулу и присмотреться к людской толпе – одиноких девушек с декольте и в коротких юбках там немало и никого турки не «душат» в своих страстных объятиях. Смотрят, подходят, флиртуют – в общем, все также как и у нас, только более страстно и эмоционально. Плюс ко всему, необходимо помнить, что туризм – один из кормильцев турецкой экономики и государство печется о том, чтобы местные не «обижали» гостей. 

Кого-то может интересовать вопрос: как отличить стамбульцев от туристов? Один из главных признаков отличия — одежда и обувь мужчин. Местные мужчины не любят носить шорты, футболки и шлепанцы, во что обычно одеты туристы, предпочитая им брюки, рубашки с пиджаками и начищенные до блеска кожаные туфли. Такой внешний вид они стараются поддерживать даже в жаркую погоду. 

Еще одна отличительная черта жителя Стамбула — его маневренность и бесстрашие при пересечении городских дорог с оживленным автомобильным движением. Очень захватывающее зрелище, когда буквально под колесами машин лихо маневрируют жители города, не особо обращая внимание на светофоры и «зебры». Многие из них умудряются еще катить тележки, тащить на спине огромные клетчатые тюки или нести на голове корзинки со свежеиспеченными бубликами. Туристы же всегда выглядят «потерянными» и дезориентированными при виде основных дорог Стамбула и манере их пересечения аборигенами. 

В продолжение этой темы надо отметить, что, несмотря на дороговизну бензина, автомобилей в Стамбуле очень много.


В значительной степени это объясняется тем, что горожане здесь считают авто признаком хорошего тона и подтверждением своего статуса. Тем не менее, правила дорожного движения здесь действуют весьма условно, к тому же в час пик пробки превращаются в огромную общегородскую проблему.

Некоторых туристов в Стамбуле ожидает одно неудобство — отсутствие спиртного в большинстве ресторанов и некоторых магазинах. Так проявляется влияние исламской религии на общественную жизнь. А с другой стороны, пьяные на улицах города встречаются крайне редко. Хотя не стоит забывать, что Стамбул — это крупнейший базар Турции, поэтому там точно работает поговорка «кто ищет, тот всегда найдет». 

Нарекания гостей мусульманских городов часто вызывает предрассветная молитва (намаз фаджр) и их можно понять, хотя лично мы были настолько одолены приятной усталостью от изучения города днем и вечером, что ночная песнь муэдзина не могла нас пробудить ото сна. Интересно отметить, что намаз не останавливает жизнь в Стамбуле в моменты его совершения, как это происходит в большинстве крупных городов арабских стран. Большинство жителей Второго Рима с утра до вечера работают: они торгуют, обслуживают туристов, активно строят, наконец. В то же время призывы муэдзина, раздающиеся со всех мечетей одновременно, создают завораживающий эффект объемного звука.

А вот одна из главных положительных особенностей Турции, которая прослеживается в Стамбуле как ее части, это возможность безупречного исполнения любой вашей прихоти, хоть и за ваши же деньги. У турецкого торговца всегда найдется запрашиваемый товар, который будь даже дешевой мелочью, будет отыскан в закромах и принесен покупателю «на блюдечке с голубой каемочкой». Захотите «восточную сказку» — вас в нее погрузят и все будет безукоризненно, как вы мечтали. 

Теперь коснемся самого насущного – еды и напитков. Выглядит вполне естественным, что туристы стремятся отведать блюда национальной кухни страны посещения. Поэтому из традиционно турецкого или распространенного в Турции рекомендуется попробовать жареные каштаны, всевозможные восточные сладости, богатый витаминами и придающий энергии свежий турецкий салат, чорба (суп из чечевицы и других овощей), кюфте (маленькие котлеты из рубленого мяса) и кебаб – кусочки жареного мяса на палочках. Для сравнения крымчанам стоит попробовать турецкую шаурму (гораздо лучше нашей) и кукурузу (намного хуже по вкусу, чем у нас). 

Вот основное, хотя этим кратким перечнем турецкая национальная кухня вовсе не ограничивается. Вопреки сложившимся представлениям, турки гораздо чаще пьют чай, нежели свой знаменитый кофе. Турецкий яблочный чай в стаканчиках тюльпанообразной формы употребляют в Стамбуле практически все и везде. Впрочем, турецкий кофе тоже довольно вкусный.

Как выяснилось в ходе эпизодического общения со стамбульскими горожанами, не все из них знают конкретно Крым, а кто воспринимал это наименование нашего полуострова, при перечислении его главных городов наиболее бурно реагировали на Бахчисарай. Оно и понятно, ведь даже не знающий русский язык и собственную историю турецкий гражданин сразу представит себе «город-сад». А еще есть два важных турецких слова, которые часто забавляют русскоязычных туристов: «дурак» и «бардак». Первое означает остановку транспорта, а второе — стакан. 

Еще из личных впечатлений можно добавить, что за несколько дней пребывания в Стамбуле приятно удивила вежливость обычных горожан, их готовность бескорыстно прийти на помощь. Нередко турецкое желание помочь кажется иностранцам навязчивым и «пахнущим разводом», хотя ни в одной другой стране мира вам не дадут гарантию полного отсутствия у них мошенников и приставал. 

***

Стамбул настолько необъятен и многообразен, что однократного его посещения большинству людей не хватает. И они возвращаются туда снова и снова.

Источник: информационное агентство "Е-Крым"

Автор: Кирилл Губа

Фото автора и из источников в Интернете.


Комментариев нет:

Отправить комментарий