пятница, 9 января 2015 г.

Италия: Российская любовь и брачные узы Евросоюза

Санкции против России, конфликт на Донбассе и новый статус Крыма – по всем этим вопросам мнение значительной части итальянской общественности вступает в противоречие с официальной позицией Рима. Во второй половине прошлого года к ней было приковано повышенное внимание, так как Италия стояла у руля Совета Европейского Союза.

Источник: ИА Крым Медиа (http://krymedia.ru/politics/3367266-ytalyia-rossyiskaia-luibov-y-brachnye-uzy-evrosouiza)

Крымский раздражитель

В октябре Крым посетила делегация известной итальянской автономистской партии «Лига Севера», глава которой Маттео Сальвини пообещал начать в Европе «битву за признание Крымской республики и за отмену антироссийских санкций». Как рассказали итальянские гости, области Венето и Ломбардия намерены сотрудничать с Крымом и добиваются отмены санкций на своих территориях. Спустя полтора месяца после визита «северян» был подписан договор о побратимстве между городом-героем Керчь и итальянской провинцией Реджо-ди-Калабрия. Глава ее администрации Джузеппе Раффа заявил, что признает итоги референдума о воссоединении Крыма с Россией и назвал это очевидной волей народа.

Конечно, подобные шаги являются лишь демонстративными жестами несогласия с линией итальянского руководства, тогда как их реальные политические и экономические эффекты близки к нулевому.

Не оправдавшиеся ожидания

Оптимистические ожидания от «римского полугодия» в ЕС не в последнюю очередь строились на том, что Италия является одной из наиболее экономически взаимосвязанных с Россией и дружественных ей стран европейского сообщества. «Италия на ближайшее полугодие возглавила Евросоюз, и мы очень надеемся, что это послужит поводом для того, чтобы переложить на весь Евросоюз уровень и качество отношений, которые сложились между Россией и Италией», – говорил российский президент Владимир Путин в июле, принимая в Москве министра иностранных дел Италии Федерику Могерини.

Со своей стороны, итальянские дипломаты в официальных заявлениях тоже неоднократно подчеркивали намерение способствовать налаживанию связей Брюсселя и Москвы. Помимо таких актуальных для Италии задач как регулирование миграционных потоков, повышение занятости населения и стимулирование экономического роста, программа ее президентства в ЕС содержала пункт о восстановлении диалога с Россией и урегулировании конфликта на Украине.

Однако надежды на Италию оказались тщетными. Страна-председатель Совета Евросоюза, несмотря на свой политический и экономический вес, не смогла предотвратить хроническое обострение российско-европейских отношений, не говоря уже об их нормализации. Не произошло и ожидаемой смены акцентов европейской внешней политики с формата «восточного соседства» на «южное соседство», имеющее первостепенное значение для Рима в силу остроты проблемы наплыва беженцев и нелегальных мигрантов.

В декабре Брюссель ввел дополнительные санкции на инвестиции, услуги и торговлю с российским Крымом и Севастополем, что стало своеобразным финальным аккордом шестимесячного председательства Италии в ЕС. Несмотря на то, что Рим провозгласил одним из приоритетов налаживание отношений между Европой и Россией, позитивных сдвигов в этом направлении не произошло.

Почему же наследница Римской империи оказалась неспособной продвигать свою повестку дня на уровне Евросоюза?

Внешнеполитическое бессилие

Начнем с того, что обвинять в отсутствии прогресса на украинском и российском направлении исключительно итальянское руководство было бы не совсем корректно. Председательствующая в ЕС страна обладает весьма ограниченными полномочиями, тем более во внешнеполитической сфере, где все решения принимаются консенсусом 28 стран-членов союза. Иными словами, внешнеполитический курс ЕС формируется не в Риме.

Более того, Италия далеко не свободна в собственных внешнеполитических действиях и устремлениях. Ее правящая элита находится на «коротком поводке» у США и не пойдет наперекор воле Вашингтона по принципиальным вопросам европейской политики. Не стоит забывать и о том, что Рим имеет прямые военно-политические обязательства в рамках блока НАТО.

Санкции как игра с отрицательной суммой

Итальянская власть вынуждена поддерживать общую линию Запада на сворачивание сотрудничества с Россией и принятие против нее воспитательно-карательных санкционных мер. Это вызывает предсказуемое недовольство в среде итальянской общественности, особенно у аграриев, работников туриндустрии и бизнесменов. Но реальность такова, что глас народа для итальянского правительства если не пустой звук, то никак не руководство к действию.

Между тем, негативный эффект от проведения согласованной с союзниками по ЕС и Североатлантическому альянсу антироссийской санкционной политики для Италии особенно ощутим. Страна находится в тройке главных внешнеторговых партнеров России в Евросоюзе, и по данным за 2013 год объем российско-итальянского товарооборота составил свыше 50 млрд долларов. К этому следует добавить миллион российских туристов, ежегодно посещающих Италию и приносящих в ее бюджет около 1,5 млрд евро.

По оценке главы российского Внешэкономбанка Владимира Дмитриева, озвученной им еще в начале июля, в случае ужесточения санкций против России родина эпохи Возрождения может потерять до 10 млрд евро. По другой информации, убытки Италии от ответного российского эмбарго на поставки продовольствия из стран, присоединившихся к санкциям в отношении России, за 2014 год уже составили 20-22 млрд евро. Наибольшие убытки терпят итальянские аграрии, которым явно недостаточно обещанных Брюсселем компенсаций на их покрытие.

Италии пришлось устраниться от участия в ряде выгодных энергетических и военно-технических проектов, реализуемых совместно с Россией. Ощущая свое бессилие, Рим в последнее время практически не предпринимал действенных шагов по защите и лоббированию проекта газопровода «Южный поток», хотя 20% акций в нем принадлежало итальянскому концерну «Eni». Также итальянская сторона приостановила реализацию совместного с Россией проекта по созданию подводной лодки S-1000. Если вспомнить эпопею с российско-французским контрактом на строительство «Мистралей», возникает состояние дежавю.

Одно время западные СМИ с едва скрываемым раздражением писали, что Италия тормозит процесс ужесточения санкций в отношении России. «Ренци был единственным главой правительства из стран Евросоюза, который на саммите ЕС в октябре выступил против дополнительных санкций против Кремля в связи с конфликтом на Украине», – отмечалось в статье на сайте радио «Свобода». Тем не менее, позиция Рима по вопросу санкций с момента воссоединения Крыма с Россией необратимо трансформировалась в нужную Брюсселю и Вашингтону сторону.

Еще в конце марта министр иностранных дел Италии Федерика Могерини заявила, что Европа должна тщательно подойти к вопросу применения запретительных мер, так как их последствия могут оказать негативное влияние и на страны Евросоюза. В начале июня она скорректировала  свою позицию: «Санкции – это не самоцель, они нужны, чтобы подтолкнуть к диалогу» Россию. В июле глава итальянского МИДа объяснила принятие очередного пакета санкций отсутствием у Москвы готовности к сотрудничеству в части разрешения украинского кризиса. Наконец, в опубликованном 1 сентября интервью Могерини прибегла  к риторике холодной войны: «Военная агрессия, провокации России приводят к тому, что европейская дипломатия не имеет другой альтернативы, как далее ввести санкции – это единственный инструмент в этой политике».

Окончательно точки над «i» расставил премьер-министр Италии Маттео Ренци, заявив в своем декабрьском интервью, что «Европа должна быть жесткой, отвечая на неприемлемые события, происходящие на Украине, но Россия имеет стратегическое значение для Европы». По мнению главы итальянского правительства, России и Европе необходимо взаимодействовать и искать точки соприкосновения, поскольку «никто сегодня не заинтересован в том, чтобы ставить Россию на колени». Скорее, подлинная причина не в отсутствии заинтересованности, а в том, что наша страна окрепла, и сегодня ее очень сложно поставить на колени.

Как бы там ни было, председатель правления итальянской банковской группы «Синтеза Санпаоло» Жан Мария Грос-Пьетро совершенно резонно заметил: «Санкции – это игра с отрицательной суммой, которая всех делает беднее, но ущерб распределяется неравномерно, больше всего страдает Италия».

Римский взгляд на украинский вопрос

На общеевропейском фоне Рим старается занимать относительно мягкую, умеренную позицию в оценках событий на Донбассе и подходе к проблеме российско-украинских отношений. Евроинтеграцию Украины, урегулирование конфликта на Юго-Востоке и сближение России с ЕС в Италии рассматривают как параллельные и взаимодополняющие процессы.

В то же время бурный отклик в итальянском обществе получили трагические события в Украине. Некоторые из них напрямую коснулись жителей Апеннинского полуострова. Так, в конце мая под Славянском был убит итальянский фоторепортер Андреа Роккелли, что стало первым случаем гибели журналистов в зоне боевых действий на Юго-Востоке. Кроме того, граждане Италии «засветились» своим участием в украинском конфликте, причем по разные стороны баррикад.

Что касается официальной позиции Италии по крымскому вопросу, она не блещет оригинальностью и укладывается в общезападный шаблон: полуостров аннексирован Россией, а референдум нелегитимен. Кстати, в один день с референдумом в Крыму в итальянской области Венето стартовал плебисцит о выходе из состава Италии. Большинство проголосовавших выбрали независимый путь развития Венето, но никаких правовых последствий их волеизъявление не возымело.

***

Несмотря на Вторую Мировую войну, в ходе которой Россия и Италия были противниками, родина оперы не превратилась в русофобское государство. Ее народ с большим уважением и трепетом относится к России и русской культуре. Это означает, что даже в условиях жесткой геополитической конфронтации России с Западом сохраняется ограниченный потенциал для развития горизонтальных связей между нами и итальянцами. На сегодня главные механизмы его реализации – межрегиональное сотрудничество и народная дипломатия.

Не исключено, что «итальянский семестр» перестанет нам казаться таким уж провальным, когда президентство в Совете ЕС перейдет к Латвии – самоотверженному сателлиту Америки и «русофобу со стажем». Впрочем, как мы убедились на примере Италии, в ходе большой игры на мировой шахматной доске роль страны-председателя Евросоюза низводится до минимума. Центры принятия решений на Западе – это Вашингтон и отчасти Брюссель с Берлином, но никак не Рига.

Автор: Кирилл Губа

English version of the article (http://en.krymedia.ru/politics/3367266-Italy-Russian-Love-and-European-Unions-Marriage-Ties)              

Комментариев нет:

Отправить комментарий