четверг, 16 октября 2014 г.

Армения стала четвёртой евразийской державой

10 октября в Минске состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, в ходе которого президенты России, Беларуси, Казахстана и Армении подписали договор о присоединении последней к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Ожидается, что до конца текущего года парламенты четырёх государств ратифицируют документ и с 1 января Армения станет полноправным членом новообразованного интеграционного объединения.
Президент Армении Серж Саргсян (в центре) аплодирует после подписания договора о присоединении к ЕАЭС

Поворот в сторону евразийского проекта Ереван сделал ещё в сентябре прошлого года, т.е. незадолго до приснопамятного саммита «Восточного партнёрства» в Вильнюсе. С тех пор армяне выполнили «дорожную карту» по присоединению к Евразийскому экономическому союзу, приведя национальное законодательство и правила регулирования экономики в соответствие с нормами ЕАЭС. Об этом перед церемонией подписания документа в Минске отметил Владимир Путин, выразив уверенность в готовности Армении к вступлению в союз. Президент России ожидает от этого положительного макроэкономического эффекта уже в ближайшие год-два.

Безопасность и экономическое развитие

Выбор Армении в пользу Евразийского союза не стал большой неожиданностью. Он был обусловлен в первую очередь соображениями безопасности страны и стал, по сути, выбором в пользу России – незаменимой и жизненной важной союзницы южнокавказской республики. Армения крайне заинтересована в качественном укреплении и расширении системы взаимоотношений с Россией, гарантирующей её собственную безопасность и хрупкий статус-кво вокруг Нагорного Карабаха. 

Уместно вспомнить августовское обострение в зоне конфликта, когда в результате перестрелок на линии соприкосновения войск непризнанной НКР и Азербайджана погибло в общей сложности несколько десятков человек (самые многочисленные потери со времён подписания соглашения о прекращении огня). Вспышку противостояния удалось загасить не без участия России. 10 августа Владимир Путин провёл в Сочи трёхстороннюю встречу с Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым, имевшую положительный результат – заявления глав обоих закавказских государств об отсутствии военного пути разрешения конфликта.

К существующим потенциальным угрозам безопасности Армении, таким как турецкая и азербайджанская, прибавляются и новые, исходящие с Ближнего Востока. Одной из них является возможность инфильтрации боевиков Исламского государства на Северный Кавказ через армянскую территорию, с чем справиться Ереван сумеет лишь во взаимодействии с Россией. И если от прямого вторжения джихадистов ИГ Армения прикрыта Турцией и Ираном, то зона вероятной активизации курдского сепаратизма вплотную примыкает к армянским границам. 

Между тем, национальная безопасность Армении, как и любого другого государства, вовсе не сводится к военной защищённости. Она непременно включает в себя экономическую безопасность. Данную компоненту как раз должно кардинально укрепить вхождение страны в Евразийский экономический союз. Поэтому при первичности фактора военной безопасности, резонность участия Армении в ЕАЭС с точки зрения экономики тоже полностью оправдана. 

В первую очередь во вступлении в интеграционную структуру, конечно же, заинтересована Армения. Прогнозный прирост её ВВП в первые три года после вступления в союзе оценивают в 4-5%. Евразийская интеграция открывает для страны возможности восстановления производственного сектора, обещает сокращение уровня безработицы и гарантирует упрощение миграционных правил (и безработица, и миграция в Армении очень высоки). Все эти проблемы тесно взаимосвязаны, а насущность последней проясняется при взгляде на сущность трудовой миграции армянских граждан: в большинстве своём они едут в Россию и перечисляют оттуда семьям деньги в объёмах, составляющих 80% от всех поступающих в республику трансфертов физических лиц. 

Ещё одним приятным подарком для Армении, связанным с её евразийским курсом, стали скидки на российский газ. Теперь Ереван платит 189 долл. за тысячу кубометров «голубого топлива» вместо 270-ти, что тоже было весьма дёшево. Вдобавок к этому «Роснефть» и армянское ЗАО «Ойл Техно» взялись создать совместное предприятие, которое будет обеспечивать Армению доступными по стоимости нефтепродуктами. Кроме того, компания РЖД намерена вложить 15 млрд рублей в модернизацию Армянской железной дороги, а «Росатом» выделит 30 млн долл. в рамках продления работы Армянской атомной станции до 2026 г. и развития атомно-энергетического комплекса страны. Также для государства предусматривается отмена пошлины на импорт алмазного сырья, что имеет для армянской экономики стратегическое значение. А ещё в одном из приложений к договору о присоединении Армении к ЕАЭС есть положение об освобождении от пошлин сроком на 7 лет ввозимой в республику продукции военного назначения, аналогов которой не производится в странах-союзницах. 

С началом функционирования Евразийского союза исчезнут основные преграды для сбыта армянской сельхозпродукции на рынки стран-членов. Ереван рассчитывает занять некоторые ниши, которые освободит Молдавия в результате введения Россией защитных таможенных пошлин на молдавские товары из-за установления режима зоны свободной торговли между РМ и ЕС. Речь идёт о плодоовощной и алкогольной продукции, которую армянские производители смогут поставлять в РФ и остальные государства ЕАЭС беспошлинно. 

Нетрудно заметить, что главные выгоды для Армении открывает не столько Евразийский экономический союз, сколько Россия. 

В целом Договор о присоединении Армении к евразийскому «союзу трёх» прописывает около тысячи наименований товаров, в отношении которых таможенное регулирование для страны в течение нескольких лет будет осуществляться по более низким ставкам, чем в остальном ЕАЭС. По мнению экономистов, это едва ли не самое главное положение документа, т.к. без льготного таможенного регулирования ощутимых экономических преимуществ от вступления в евразийское объединение при отсутствии общей границы с остальными странами-участницами Армения не получит. Более того, без этой меры в стране могут резко подскочить цены, что грозит массовыми антиправительственными недовольствами. 

В более широком контексте участие в Евразийском экономическом союзе для Еревана означает не только крайне выгодное сближение с «тройкой», но выход на мировой уровень. Как известно, различные государства и региональные экономические блоки проявляют интерес к созданию зоны свободной торговли с ЕАЭС (Вьетнам, Египет, Израиль, Меркосур, АСЕАН). Некоторые уже прорабатывают данный вопрос. А с учётом запоздалых заявлений еврочиновников о желательности начала переговоров о создании ЗСТ между ЕС и ЕАЭС Армения обретает возможность развивать отношения с Евросоюзом и его отдельными членами в новом качестве. Это будет гораздо более взаимоуважительное и равноправное сотрудничество, чем унизительная евросоюзовская ассоциация. 

Грузинский клин

«Ахиллесовой пятой» Армении считают её сложное, полублокадное геополитическое положение. У неё самые протяжённые границы с Азербайджаном и Турцией, однако они закрыты по причине отсутствия дипломатических отношений с этими двумя государствами. Остаётся ещё узкая полоска границы с Ираном на юге и на севере с Грузией. 

Через грузинскую территорию пролегает основной канал транспортной связи Армении с Россией и внешним миром. Но Грузия подписала соглашение о политической ассоциации с Евросоюзом и вошла с ним в глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (ГВЗСТ). Таким образом, пространство ЕАЭС оказалось разделено территорией государства, входящего в конкурирующий мегарегиональный экономический проект. Получается, грузино-российская и грузино-армянская границы становятся границами между Евразийским экономическим союзом и ГВЗСТ Евросоюза. Это означает, что транзит товаров между Арменией и остальными государствами ЕАЭС будет в определённой степени зависеть от другого экономического блока и конкретной его участницы – Грузии. В условиях сильнейшего за постсоветскую историю обострения в отношениях России и Запада Брюссель вместе с Вашингтоном заинтересованы в оказании давления на Тбилиси с тем, чтобы тот предпринял шаги для максимального затруднения перемещения товаров между Арменией и Россией. 

Впрочем, драматизировать отсутствие границы Армении с евразийской «тройкой» не стоит. Так, глава Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко поясняет: «Мы говорим о границе обычной, когда вспоминаем про товары. Но ведь Евразийский союз это четыре степени свободы. Это товары, это услуги, это капиталы, это рабочая сила. И для последних трёх фактор границы всё менее и менее значим как таковой». Иными словами, не стоит «опускать нос». В конце концов, у Греции тоже нет общих границ с остальными государствами Шенгенской зоны, специально созданной для обеспечения свободного передвижения людей между входящими в неё государствами. 

Немного обнадёживающим (в первую очередь для Армении) выглядит тот факт, что нынешнее грузинское руководство, несмотря на чёткую евроатлантическую ориентацию во внешней политике, не настроено на конфронтацию с Россией по образцу Саакашвили. Грузия не спешит вслед за ЕС вводить против России санкции, а напротив начала восстанавливать торгово-экономические отношения с северной соседкой и почувствовала от этого большую положительную отдачу (начались поставки грузинской сельхозпродукции, вин и минеральной воды на российский рынок). Не так давно между Москвой и Тбилиси после многолетнего перерыва было восстановлено регулярное авиасообщение. 

В сложившейся конфигурации одна из важнейших задач для России и Армении заключается в выстраивании согласованной, гибкой, взвешенной и прагматичной политики взаимоотношений с Грузией. Это вовсе не означает, что Москва должна и будет отзывать признание независимости Абхазии и Южной Осетии и выводить оттуда войска, как того требует Тбилиси. Напротив, важно не дать Грузии поводов считать, что она может шантажировать Россию и весь ЕАЭС посредством создания препятствий для транзита грузов через свою территорию.

Москве и Еревану стоит продолжать формировать конструктивную повестку дня в отношениях с Грузией. Нужно стремиться к переведению инициативы о восстановлении полноценного движения по абхазскому участку Закавказской железной дороги в практическую плоскость. После прихода к власти в Абхазии Рауля Хаджимбы настало благоприятное время для активизации усилий в этом направлении, поскольку каждая из участвующих сторон (РФ, Грузия, Абхазия, Армения) демонстрируют, хоть и в разной степени, заинтересованность в реализации замысла. Для каждой из сторон воплощение в жизнь проекта восстановления Закавказской железной дороги пошло бы на пользу. Но это как раз тот случай, когда строить и восстанавливать легче, чем договориться на политическом уровне. 

Нагорный Карабах как предлог для торга с Россией

Определённые сложности в процесс подготовки к присоединению Армении к ЕАЭС привнесла проблема Нагорного Карабаха. Изначально подписание договора намечалось на июнь, но в ходе майского заседания Высшего Евразийского экономического совета в Астане Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул, что войти в союз Армения может в рамках своих официальных государственных границ (т.е. без НКР). «Мы получили письмо президента Азербайджана о том, что в ВТО Армения вступила с оговоркой, что положения должны распространяться на территорию Армении в рамках её международных границ, признанных ООН», – сказал президент Казахстана. В результате тема повисла, и неопределённость вокруг согласования вопроса членства Армении в ЕАЭС продлилась до осени. 

Но разве кто-то публично спорит с тем, о чём сказал Назарбаев? Отнюдь. Ни Казахстан с Беларусью, ни даже Россия с Арменией не признают Нагорно-Карабахскую Республику как независимое государство. Это значит, что Астана, Минск, Москва и сам Ереван де-юре рассматривают Карабах как часть территории Азербайджана. Однако между Арменией и непризнанной республикой действует единый экономический режим, поэтому оговорка казахстанского президента могла подразумевать необходимость их разделения таможенными постами. 

Своеобразно смотрят на проблему в самой Армении. «Как таковой таможенной границы между Арменией и Нагорным Карабахом быть не может. Согласно тексту договора, таможенные пункты предусматриваются только между официально признанными государствами», – поясняет депутат армянского парламента Артак Закарян. Если следовать его мысли, установления таможенных пунктов между признанным (Армения) и непризнанным (НКР) государством договор не предусматривает, значит этого не надо делать. В крайнем случае, Ереван может открыть на условной границе с непризнанной республикой таможенный пункт для декорации. Правда, даже такой имитационный шаг может умело разыграть армянская оппозиция, обставив это как «сдачу» Карабаха и вызвав бурю негодования в обществе. 

Безусловно, Беларусь и особенно Казахстан задумывались о будущем своих отношений с Азербайджаном после вхождения Армении в ЕАЭС. Но основная причина затягивания с одобрением присоединения Еревана к союзу с их стороны состояла в ином. Тема неясности таможенных границ Армении на участке с НКР использовалась Минском и Астаной как повод выторговать себе дополнительные преференции от России в рамках Евразийского экономического союза. 

Критика евразийского пути

Излюбленным доводом противников евразийской интеграции Армении является то, что страна, дескать, потеряет свой суверенитет и утратит возможность проводить самостоятельную внешнюю политику. Однако убедительных аргументов в подтверждение этого опасения не приводится. Это неудивительно, ведь если начать разбираться в этом вопросе, то мы придём к диаметрально противоположному выводу – подключение Армении к евразийскому проекту сделает её отношения с Россией более сбалансированными, даже вопреки естественному соотношению могущества двух стран. Наряду с Россией Армения получит полноценный голос в новом экономическом союзе и сможет равным образом влиять на принятие общеевразийских решений. Что это, как не фантастическое усиление влияния Еревана на постсоветском пространстве и, опосредованно, в международном масштабе? Ассоциированные отношения с Евросоюзом не сулили Армении ничего похожего. 

Критики вхождения Армении в ЕАЭС часто прибегают к обвинениям в адрес Москвы в том, что она-де плетёт интриги с врагами Еревана – Азербайджаном с Турцией. В подтверждение своих слов они изображают те или иные факты российско-азербайджанского и российско-турецкого сотрудничества как антиармянские действия. Кстати, аналогичным способом действуют и азербайджанские противники стратегического партнёрства с Россией, определяя её как союзника Армении (что является правдой) в коалиции против Баку (что в корне неверно). Таким образом, Москва попадает под «перекрёстный огонь» недоброжелателей: армян пугают потерей самостоятельности и блокадой со стороны Грузии, азербайджанцев – окончательной утратой Нагорного Карабаха. 

В действительности ошибочно полагать, что Россия занимает позицию односторонней поддержки Армении либо Азербайджана в карабахском конфликте и при расстановке приоритетов на Южном Кавказе. Российский внешнеполитический подход к региону не столь примитивен, чтобы делать между Ереваном и Баку взаимоисключающий выбор. Москва прочерчивает к каждому из них свой вектор, выстраивая с каждым особую систему взаимоотношений на основе общих интересов и с учётом общих проблем. 

В общем, основные аргументы критиков евразийского выбора Армении нельзя назвать серьёзными и сколько-нибудь обоснованными. Скорее, это набор пропагандистских штампов, растиражированных с помощью западных политтехнологов. В то же время нельзя недооценивать усилия недоброжелателей евразийского курса Армении, для дискредитации которого США и ЕС задействовали инструментарий своей «мягкой силы». Идёт кампания очернения образа Евразийского экономического союза и нагнетание страхов относительно «ужасающих» перспектив страны в армянских и зарубежных СМИ, активизировалась деятельность «грантовских» НПО и исследовательских структур. Цель – подогревание недовольств от вступления страны в ЕАЭС в армянском обществе.

К реальным минусам вступления в Евразийский союз Армении относится слабость её экономического развития, что не позволяет надеяться на весомый вклад страны в интеграционное объединение. Ещё одним отрицательным моментом является отсутствие общих границ с «тройкой» ЕАЭС, о чём уже говорилось ранее. Впрочем, первый недостаток преодолим, а второй не критичен, хотя довольно важен. 

Пробуждение оппозиции: майдан по-украински или по-абхазски?

В день подписания договора о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу в столице южнокавказской республики проходил многочисленный митинг оппозиции (по разным данным от 14 до 20 тыс. чел.) с последующим шествием по центральным улицам города. Митинговали сторонники трёх оппозиционных парламентских партий – Процветающей Армении (ППА), «Наследия» и Армянского национального конгресса (АНК), к которым присоединилась Народная партия.

Митинг армянской оппозиции в Ереване 10 октября

Заметим, что армянская оппозиция не ставит перед собой задачу отказаться от вступления страны в Евразийский экономический союз. Крупнейшие оппозиционные партии – «процветающая Армения» и Армянский национальный конгресс – не выступают против евразийской интеграции. Исключение – прозападная партия «Наследие», но степень её влияния в оппозиционном лагере недостаточна для навязывания своей воли политическим союзникам. 

Так, если глава «Наследия» Раффи Ованнисян в своём выступлении на митинге назвал договор о присоединении к ЕАЭС продажей независимости и суверенитета страны, то, по мнению главы Армянского национального конгресса Левона Тер-Петросяна, «вопрос геополитической ориентации перед страной не стоит… членство Армении в ЕАЭС необратимо». Не считая этих высказываний, оппозиционные политические лидеры в своих речах сосредоточились на проблемах безработицы, миграции и коррупции.

Неэффективная внутренняя политика власти, прежде всего, в социально-экономической сфере и есть первопричина протестных выступлений оппозиции. Ещё в июне она выдвинула правительству требования из 12 пунктов. Среди них отказ от обязательного компонента накопительной пенсионной системы, пересмотр системы штрафов за нарушение Правил дорожного движения, снижение втрое налога на товарооборот и прекращение взимания НДС на границе, исключение возможности повышения тарифов на проезд в общественном транспорте, принятие законодательного пакета по ликвидации монополий, переход на полную пропорциональную систему выборов и другие. Руководство Армении не выполнило данные требования и даже не выразило готовности их серьёзно обсуждать.

Консолидация и активизация оппозиции является тревожным сигналом для армянской власти и политической стабильности в стране. Особенно с учётом того, что главной целью оппозиционеров является отставка действующей власти путём внеочередных президентских и парламентских выборов. Также немаловажно отметить, что на митинги оппозиции сходятся большие массы людей. Следовательно, значительная часть народа разделяет озвучиваемую оппозицией критику в адрес власти и согласна с необходимостью её отставки. У армянского руководства высокий шанс выстоять, если оно приступит к решению острых социальных проблем. Чем быстрее это произойдёт, тем умереннее станут пыл и амбиции армянской оппозиции. 

Нынешняя ситуация при поверхностной схожести с украинским майданом больше напоминает события конца мая в Абхазии. Причины недовольств и основные требования протестующих в Армении и Абхазии весьма схожи, а вопросы внешнеполитического порядка в обоих случаях не находятся в центре внимания. 

Что касается геополитических предпочтений населения Армении, то, согласно социологическим замерам, в нём преобладает поддержка вхождения республики в Евразийский союз. Однако уровень этой поддержки не столь высок, чтобы можно было «спать спокойно». В стране необходима широкая разъяснительная работа, которая доходчиво объяснит людям преимущества от вступления в данную интеграционную модель. Но лучше всего армянских граждан убедят те результаты присутствия страны в новом экономическом организме, полезность которых они смогут ощутить на себе.

***

Безусловно, Евразийский экономический союз для Армении – это укрепление национальной безопасности, расширение связей с Россией и постсоветским пространством, торгово-экономические выгоды и шанс на восстановление промышленности. Но самое главное, ЕАЭС для неё – это колоссальный потенциал развития. Сумеет ли Ереван им эффективно воспользоваться, зависит в первую очередь от него самого. Если пример евразийской Армении окажется успешным, позиции сторонников переориентации на евразийский проект значительно усилятся в обществе и политикуме Грузии. 

Кирилл Губа, политический обозреватель
Источник: Новоросс.info (http://www.novoross.info/politiks/29120-armeniya-stala-chetvertoy-evraziyskoy-derzhavoy-foto.html)
Фото: официальный сайт Президента Республики Армения и др.

Комментариев нет:

Отправить комментарий