среда, 22 октября 2014 г.

Сербия для России: заблудшая сестра или подруга по расчету? К визиту Путина в Белград

На прошлой неделе президент России Владимир Путин побывал с официальным визитом в Сербии, став главным гостем на военном параде по случаю 70-летия освобождения Белграда от немецко-фашистских захватчиков. Также в ходе визита был подписан ряд двусторонних документов: два договора ОАО РЖД с сербской стороной о модернизации её железнодорожной сети и поставках 27 российских дизель-поездов, соглашения о военно-техническом сотрудничестве и взаимной защите секретной информации, договорённость таможенных служб об обмене данными, меморандум о сотрудничестве в области энергоэффективности и энергосбережения. Своей поездкой в столицу Сербии Путин не только продемонстрировал, что Россия чтит память о событиях Второй мировой войны, но и дал всем понять, что Россия имеет свои интересы на Балканах и будет их отстаивать.

Самый близкий союзник и родственник

Прибыв в Белград, российский президент вместе с президентом Сербии Томиславом Николичем возложил венки к Монументу освободителям Белграда и Памятнику советскому солдату. Николич наградил Путина Орденом Республики Сербия I степени за исключительные заслуги в развитии и укреплении сотрудничества и дружественных отношений между двумя странами. По скромному замечанию нашего президента, он не сделал чего-то такого, чтобы заслужить эту награду и воспринимает её как знак уважения и любви Сербии к России и русскому народу. 

«Хочу заверить Вас в том, что и Россия, как это было в прежние времена, всегда будет воспринимать Сербию как нашего самого близкого союзника и самого близкого родственника», – сказал Путин. 

Официальной целью его визита в Сербию стало участие в торжествах в честь 70-й годовщины со дня освобождения Белграда от гитлеровских оккупантов. Она празднуется 20 октября, но ради присутствия «российского брата» сербы перенесли военный парад «Шаг победителя» на четыре дня вперёд. Это зрелищное действо было знаменательно само по себе, потому что военных парадов в стране не проводилось вот уж 30 лет.
Военный парад в Белграде

Подарком сербам от России стали виражи самолётов пилотажной группы «Стрижи» над белградским небом

Как заявил Т. Николич, Сербия расценивает этот парад как символ единения двух стран. Но почему сербское руководство не пригласило на него глав других стран-участниц антигитлеровской коалиции? Дело в том, что Белград вместе с бойцами СФРЮ освобождала именно советская Красная Армия, а правопреемница Советского Союза – нынешняя Россия. В более широком смысле это означает признание Сербией той решающей роли, которую сыграл СССР в сокрушении Третьего Рейха.

Об этом, кстати, в своём выступлении на параде в очередной раз напомнил Владимир Путин. Он призвал «помнить уроки Второй мировой войны, противостоять попыткам героизации нацистов и их пособников, объединять усилия для создания на европейском континенте атмосферы доверия и взаимопонимания». 

Энергетический стержень братских связей

Если фундамент российско-сербских отношений слагает их историко-культурная близость, славянское родство и православная вера, то энергетический аспект является стержнем современного сотрудничества Москвы и Белграда. Сербия на 90% зависит от поставок российского «голубого топлива» и является страной, по территории которой должен пройти газопровод «Южный поток». Россия выступает главным лоббистом этого проекта, также она заинтересована в инвестировании в предприятия сербского топливно-энергетического комплекса. 

«Одна из компаний, в которую вложились российские инвесторы, NIS, является сейчас, наверное, самым крупным налогоплательщиком в Сербии. Российские инвесторы уже проинвестировали 2 миллиарда долларов, готовы проинвестировать ещё миллиард, другая наша компания, "ЛУКОЙЛ", – свыше 300 миллионов проинвестировала», – напомнил Путин в беседе с премьер-министром Сербии Александром Вучичем.

По поводу компании НИС (Нефтяная индустрия Сербии, NIS) стоит добавить, что 56,15% её акций принадлежит российской «Газпромнефти», 29,87% находятся в собственности Сербии и ещё 13,98% в руках у сербских акционеров. Ранее НИС была убыточным предприятием, но после приватизации и модернизации за счёт российского капитала она обеспечивает 14% налоговых поступлений в сербский госбюджет. Однако в последнее время руководство страны предпринимает не совсем дружественные по отношению к России шаги: инициирует пересмотр межправительственного соглашения о приватизации НИС и поручает МВД начать проверку обстоятельств приватизации компании.

Приоритетным направлением российско-сербского сотрудничества в области энергетики является реализация проекта газопровода «Южный поток». Его важность всецело осознают как в Москве, так и в Белграде. Недаром сербский парламент своим специальным решением присвоил «Южному потоку» статус проекта национального значения. От его строительства и успешного запуска страна рассчитывает извлечь значительные выгоды – около 200 млн. евро в год за транзит газа, а также получить 2 тысячи новых рабочих мест. Вдобавок ко всему South Stream для Сербии означает кардинальное увеличение её геополитического веса на Балканах и во всей юго-восточной Европе.

Кстати, в день визита президента России в Сербию в Белграде состоялась встреча главы «Газпрома» Алексея Миллера и гендиректора «Сербиягаз» Дуяна Баятовича, по итогам которой стало известно, что разрешение на строительство сербского участка «Южного потока» может быть получено в ближайшее время.

Но, к сожалению, одного желания России и Сербии для реализации проекта недостаточно. Многое зависит от Евросоюза, руководство и элита которого, в свою очередь, испытывает колоссальное давление со стороны США. Если в основе подхода ЕС к «Южному потоку» возобладают соображения собственной энергетической безопасности и экономической целесообразности, то газопровод будет построен и запущен. Если же Вашингтон окончательно навяжет свою волю европейцам, проект отложат в долгий ящик. 

«Южный поток» не может быть реализован в одностороннем порядке – разъяснял по итогам переговоров с главой сербского правительства Владимир Путин. – Это так же, как в любви: она может быть счастливой только, если есть два участника этого замечательного процесса и оба хотят развивать отношения. Так же и здесь: мы же не можем в одностороннем порядке построить трубопроводную систему стоимостью миллиарды долларов, если наши партнёры раздумывают до сих пор, нужно им осуществлять этот проект или нет». Российский лидер убеждён, что волокита со строительством South Stream связана исключительно с политическими соображениями, вредными для экономики. С этим трудно не согласиться. 

В интервью сербской газете «Политика» накануне визита в Белград Путин констатировал, что «проблема транзита через украинскую территорию пока сохраняется». Будто желая подтвердить правоту его слов, премьер-министр Украины Арсений Яценюк в тот же день заявил, что Киев не может гарантировать бесперебойность поставок газа из России в Европу. 

Очевидным решением проблемы транзита российских энергоносителей европейским потребителям является диверсификация маршрутов поставок, считает президент РФ. В связи с этим он высказался о необходимости разблокировать ситуацию с «Южным потоком». По его убеждению, газопровод внесёт ощутимый вклад в энергобезопасность Европы и принесёт выигрыш России, европейским потребителям и Сербии. «Реализация проекта "Южный поток" должна принести Сербии свыше 2 млрд. евро новых инвестиций, существенно укрепить энергетическую безопасность страны», – подчеркнул Путин.

«Нет санкциям против России!»

В беседе с премьер-министром Сербии Вучичем Владимир Путин определил российско-сербские отношения как находящиеся на подъёме. По его расчётам в ближайшие годы российские государственные и частные вложения в Сербию могут достичь 6 или даже 10 млрд долл. Рост товарооборота между двумя странами за первую половину текущего года составил свыше 1,2 млрд долл. (около 17%), а в целом за год может достигнуть 2 млрд долл. В свою очередь сербский премьер заметил, что за 8 месяцев взаимный товарооборот вырос на 29,6% и по окончании года может оказаться выше, чем в 2013-м.
Владимир Путин на переговорах с Александром Вучичем

Сербия стала одной из немногих стран Европы, не присоединившихся к санкциям Евросоюза против России и, в результате, не попавшая под действие ответных защитных мер РФ. О принципиальной позиции Белграда на этот счёт неоднократно говорили сербские руководители. «Сербия никогда не вводила никаких санкций против Российской Федерации... Сербия не будет вводить никаких санкций по отношению к Российской Федерации», – подчеркнул Вучич на встрече с Владимиром Путиным. 

Особое внимание было уделено теме поставок сербской сельскохозяйственной продукции на российский рынок. К явному удовлетворению принимающей стороны президент России выразил готовность обсудить возможности кредитования сербских сельхозпредприятий и призвал их использовать благоприятный момент для занятия достойной ниши на российском рынке. А на следующий день официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич заявила, что Брюссель просит третьи страны, включая Сербию, воздержаться от замещения европейской аграрной продукции на российском рынке. Это лишь одно из многочисленных подтверждений наплевательского отношения Брюсселя к насущным интересам Сербии. 

В отличие от сомнительных преимуществ туманного «европейского будущего», выгоды от сотрудничества с Россией для Сербии вполне реальны и осязаемы. По итогам переговоров с председателем сербского правительства Владимир Путин поведал, что на сегодняшний день Сербия уже значительно нарастила объёмы экспорта сельхозпродукции в Россию и её доля оценивается в 130-150 млн долл. И добавил: «Если мы реализуем наши договорённости, которые сегодня в ходе переговоров достигнуты, то за достаточно короткий промежуток времени эти поставки могут достигнуть 500 миллионов долларов». Кроме того президент России выразил готовность договариваться о квоте по поставкам на российский рынок автомобилей «Фиат», собираемых на заводе в сербском городе Краугевац.

Со своей стороны Александр Вучич поблагодарил российского гостя за то, что Сербия едва ли не единственная страна в Европе, которая может поставлять мясо свинины в Россию. Он также сообщил, что для сербских производителей молочной продукции будут «широко открыты двери для поставок в Россию». 

Внешнеполитическое лавирование под давлением ЕС

Подчёркивая приверженность европейскому пути, Белград одновременно старается сохранить и расширить дружественные и, главное, взаимовыгодные отношения с Россией. Будучи кандидатом на вступление в Евросоюз, Сербия является единственным европейским государством за пределами СНГ, заключившим с Россией соглашение о зоне свободной торговли. Белград отказывается присоединяться к политике антироссийских санкций Евросоюза и Соединённых Штатов, изо всех сил пытаясь сохранить нейтралитет в геополитическом противостоянии между Россией и Западом. Между тем в нынешней накалённой международной обстановке долго сохранять такую линию затруднительно.

Существует немалая вероятность того, что Евросоюз предпримет акт массированного давления на Сербию с целью внести разлад в развитие интенсивного сотрудничества этой балканской страны с Россией. Подготовка к этому уже ведётся. Неспроста вышеупомянутая Майя Косьянчич накануне приезда Путина в Белград заявила, что «Брюссель ожидает от столицы Сербии приверженности ценностям Европейского союза». «Сербия, как потенциальный кандидат в Евросоюз, должна обеспечить приверженность и соответствие европейской политике», – отметила представитель европейской дипломатии. Брюссель готовится пустить в ход своё излюбленное оружие – шантаж сербской элиты путём спекуляции на её желании евроинтегрироваться.

Дружба по расчёту и для электората?

Не секрет, что в Сербии большинство населения традиционно очень хорошо относится к России и русским. Для политиков (не только сербских) население – это электорат, необходимый для обретения власти. Нынешняя правящая элита Сербии не скрывает, что ориентируется на Брюссель, но экономическую подпитку и политическую поддержку по непризнанию Косова ищет именно в Москве, вспоминая о славянских корнях, общей православной вере и переплетениях исторических судеб. То есть сербский истеблишмент поступает хитро, расчётливо и прагматично, но не совсем по-братски по отношению к России.

Нельзя утверждать, но вполне можно допускать, что демонстрация крепкой дружбы с Россией для режима Николича-Вучича является отчасти притворством перед сербским народом, преобладающая часть которого искренне испытывает самые тёплые чувства к России, а не к Евросоюзу. Ведь если нынешний сербский истеблишмент открыто заявит, что Россия нужна Сербии лишь пока от неё исходит политическая и экономическая выгода, то на следующих выборах за них не проголосуют. 

А в сербском обществе с каждым годом растёт отвращение к евроинтеграционному курсу, что не в последнюю очередь связано с беспардонным давлением Брюсселя на Сербию в вопросе активизации диалога с косовским квазигосударством и подталкиванием страны к вступлению в НАТО, чьи силы ожесточённо бомбили Югославию в 1999 году.

Позиция России по Косово неизменна

В отличие от ЕС и США Россия сохраняет последовательную позицию по поддержке территориальной целостности Сербии и отказывается признавать независимость «Республики Косова». 

«Для нас сегодня драгоценной является ваша поддержка в сохранении территориальной целостности, независимости Сербии, особенно по вопросу Косово и Метохии. Я знаю, что Вы храните этот принцип, несмотря на то, что могли бы, может быть, и по-другому вести себя», – сказал в беседе с Путиным президент Сербии Т. Николич. Со своей стороны глава России ответил: «Россия занимает принципиальную позицию, она основана не только на нашей дружбе и близости, но и на международном праве и справедливости. Это принципиальная позиция, и она не подлежит никакой корректировке. Мы поддерживали и намерены поддерживать Сербию дальше. Россия дружбой не торгует». 

Уже по итогам переговоров с сербским руководством Путин уточнил, что Москва выступает за урегулирование косовской проблемы на основе резолюции Совета Безопасности ООН № 1244 и будет придерживаться этой позиции в дальнейшем. Являясь обязательной к исполнению всеми членами ООН, она была проигнорирована западными державами во главе с США. 

Впрочем, определённая доля вины за полное обособление Косово и Метохии лежит на самой Сербии. После переориентации Белграда на европейские структуры говорить о территориальной целостности государства становится проблематично, ибо практически все страны ЕС без промедления признали независимость края. Именно под влиянием Евросоюза Сербия подписала Брюссельские соглашения с Приштиной, запустившие процесс легитимации независимости косовского квазигосударства со стороны Белграда.

Затрагивая тему Косово, невозможно не коснуться Крыма, самоопределение которого происходило с опорой на «косовский прецедент». Непосредственно в Декларации о независимости АРК и Севастополя содержится ссылка на решение Международного суда ООН от 22 июня 2010 года, признавшего декларацию от 17 февраля 2008 года об одностороннем провозглашении независимости края Косово не нарушающим норм международного права. 

Здесь отчётливо проявляются пресловутые «двойные стандарты» стран Запада. Для них право албанских этносепаратистов Косова на самоопределение стоит выше принципа территориальной целостности Сербии, а аналогичное право крымчан отвергается с порога. Тем не менее, одностороннее отделение Косова создало прецедент, согласно которому мандат центральных властей не обязателен для реализации частью государства права на самоопределение вплоть до отделения. 

На первый взгляд кажется, что отсылка к косовскому прецеденту в случае с Крымом должна негативно восприниматься в Сербии. Ничего подобного, в сербской экспертной и общественно-политической среде считают вхождение Крыма в состав РФ актом восстановления исторической справедливости и, в какой-то мере, лучом надежды на возвращение Косова в Сербию. На дипломатическом уровне Москва довела до сведения Белграда, что крымские события не повлекут признание ею «Республики Косова». В этой ситуации надо отдать должное Сербии, которая отнеслась с пониманием к действиям России в связи с Крымом и украинским кризисом. В частности, её делегат отказался участвовать в заседании Генассамблеи ООН, на которой всё-таки была принята антироссийская резолюция № 68/262 «Территориальная целостность Украины».

***

Визит Владимира Путина в Сербию подтвердил, что здание российско-сербских отношений будет интенсивно строиться и дальше, невзирая на хроническое обострение отношений России с Западом. Двусторонние отношения активно развиваются и обретают благоприятные перспективы. 

Конечно, у России маловато рычагов для того, чтобы побороться с Западом за влияние на Балканах и в частности в Сербии. Тем более, когда так остро стоят проблемы Украины, расположенной под боком и имеющей для России несравненно большее значение. Москва вовсе не стремится к геополитическому преобладанию на Балканах, но она твёрдо намерена наращивать позиции в регионе с целью защиты и эффективного продвижения своих экономических интересов и транзитно-энергетических проектов. Большой шаг в этом направлении – развитие многопланового сотрудничества с братской единоверной Сербией.

Кирилл Губа, политический обозреватель
Фото: ТАСС, официального сайта Президента РФ, Наталии Губернаторовой и из социальной сети Фейсбук

Комментариев нет:

Отправить комментарий